Законодателям на заметку
1. Оплата отпусков работникам сверх норм, установленных трудовым законодательством, и денежных компенсаций по ним, кроме указанных в статье 143 НК, относятся к расходам, не подлежащим вычету при определении налогооблагаемой прибыли (пункт 10 статьи 147 НК). В статью 143 НК (пункт 7) включены оплата ежегодного основного (основного удлиненного) отпуска, а также денежная компенсация при его неиспользовании, в том числе при прекращении трудового договора с работником.
Согласно статье 134 ТК, ежегодный основной отпуск предоставляется работникам продолжительностью не менее 15 рабочих дней. То есть в ТК не говорится, что основной отпуск составляет 15 дней, а только то, что он не должен быть менее 15 дней. В соответствии с абзацем вторым статьи 140 ТК во всех случаях при суммировании отпусков их общая продолжительность не может превышать 48 рабочих дней.
На наш взгляд, в подпункт "а" пункта 7 статьи 143 НК (оплата отпуска согласно законодательству) подпадает отпуск между 15 и 48 днями. Соответственно, при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль дни основного отпуска, которые добавлены по коллективному договору сверх 15, не могут являться невычитаемыми, так как по ТК основной отпуск составляет не менее 15, но не более 48 рабочих дней.
2. Мы не смогли получить конкретного ответа, является ли г.Зарафшан районом с тяжелыми и неблагоприятными природно-климатическими условиями труда. На наши обращения госорганы нам давали неполные ответы или ссылались на некомпетентность. Если является, то сколько дней дополнительного отпуска можно предусмотреть на это?
А. Вдовенко,
г. Зарафшан.
- 1. К расходам, не подлежащим вычету при определении налогооблагаемой прибыли, относится оплата отпусков работникам сверх норм, установленных трудовым законодательством, и денежных компенсаций по ним, кроме указанных в статье 143 Налогового кодекса (далее - НК) (пункт 10 статьи 147 НК). В статье 143 НК (пункт 7) к расходам на оплату труда также относится оплата за неотработанное время:
ежегодного основного (основного удлиненного) отпуска, а также денежная компенсация при его неиспользовании, в том числе при прекращении трудового договора с работником;
дополнительного отпуска для работников отдельных отраслей за работу в неблагоприятных и особых условиях труда, а также за работу в тяжелых и неблагоприятных природно-климатических условиях.
Получается, что расходы на оплату отпусков, указанных в пункте 7 статьи 143 НК, сверх норм, установленных трудовым законодательством, являются вычитаемыми при определении налогооблагаемой прибыли, так как они составляют исключение.
На практике сотрудники налоговых органов в качестве установленной нормы основного отпуска принимают 15 рабочих дней. Обратите внимание на то, что Трудовым кодексом (далее - ТК) норма основного отпуска не установлена. При этом, согласно статье 134 ТК, ежегодный основной отпуск предоставляется работникам продолжительностью не менее 15 рабочих дней. А максимальное количество рабочих дней, которое может быть предоставлено в качестве отпуска, составляет 48 рабочих дней (часть вторая статьи 140 ТК). Таким образом, нормой, на наш взгяд, может считаться отпуск не менее 15, но не более 48 рабочих дней. Возникает вопрос: почему в таком случае не взять за норму 48 рабочих дней, а не 15?
В связи с неоднозначностью применения нормы, установленной подпунктом "а" пункта 7 статьи 143 НК, видится целесообразным внести в нее изменения.
2. Согласно части первой статьи 138 ТК, перечень районов с тяжелыми и неблагоприятными природно-климатическими условиями и минимальная продолжительность ежегодного дополнительного отпуска определяются правительством, то есть Кабинетом Министров*. Отдельного перечня с приведением районов и городов с неблагоприятными природно-климатическими условиями в свободном доступе нет. Поэтому вам нужно обратиться с этим вопросом именно в Кабинет Министров.
Отраслевыми соглашениями, коллективными договорами может предусматриваться предоставление работникам ежегодных дополнительных отпусков и в других районах с тяжелыми и неблагоприятными природно-климатическими условиями. Трудовой кодекс также не устанавливает нормы и для дополнительных отпусков, предоставляемых работникам, занятым на работах в неблагоприятных условиях труда.
Мария ТУХТАРОВА,
адвокат КА "APRIORI LIBERUM".
----------------------------------------------
*) Часть первая статьи 1 Закона "О Кабинете Министров Республики Узбекистан" от 6 мая 1993 года N 818-XII.
__________
Безусловно, все вопросы с установлением минимальных норм продолжительности отпусков и размеров денежных компенсаций по ним при определении налогооблагаемой прибыли требуют однозначного ответа на законодательном уровне. Во избежание возникновения споров с органами государственной налоговой службы и негативных последствий вам лучше придерживаться сложившейся практики налогообложения.
- В соответствии со статьей 141 НК при определении налогооблагаемой прибыли вычету подлежат расходы налогоплательщика, за исключением тех, которые не подлежат вычету в соответствии с Кодексом.
В составе подлежащих вычету предусмотрены расходы на оплату труда (пункт 2 части шестой статьи 141 НК). Среди них - оплата в соответствии с законодательством (подпункт "а" пункта 7 статьи 143 НК):
ежегодного основного (основного удлиненного) отпуска, а также денежная компенсация при его неиспользовании, в том числе при прекращении трудового договора с работником;
дополнительного отпуска для работников отдельных отраслей за работу в неблагоприятных и особых условиях труда, а также за работу в тяжелых и неблагоприятных природно-климатических условиях;
отпуска в связи с обучением и творческих отпусков;
дополнительного отпуска женщинам, имеющим 2 и более детей в возрасте до 12 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет.
При этом в соответствии с пунктом 10 статьи 147 НК к расходам, не подлежащим вычету при определении налогооблагаемой прибыли, относится оплата отпусков работникам сверх норм, установленных трудовым законодательством, и денежных компенсаций по ним, кроме указанных в статье 143 НК.
Согласно статье 134 ТК, ежегодный основной отпуск предоставляется работникам продолжительностью не менее 15 рабочих дней. Данная продолжительность, по нашему мнению, является минимальной нормой. Работодатель вправе в соответствии с частью второй статьи 135 ТК в локальном или договорном порядке устанавливать работникам длительность основных отпусков, превышающую данный предел.
Таким образом, расходы по оплате труда основного отпуска продолжительностью 15 дней вычитаются из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, а сверх данного показателя - не подлежат вычету.
Аналогичным образом обстоит дело с иными отпусками. Так, в частности, расходы по оплате основных удлиненных отпусков лицам моложе 18 лет и работающим инвалидам I и II групп - 30 календарных дней (статья 135 ТК), дополнительного отпуска работникам с особым характером работы, особо вредными и особо тяжелыми условиями труда - не менее 12 рабочих дней (абзац третий пункта 2 постановления КМ "Об утверждении нормативных актов, необходимых для реализации Трудового кодекса Республики Узбекистан" от 11 марта 1997 года N 133) и т.д. - подлежат вычету из налогооблагаемой прибыли, а сверх данной продолжительности - нет.
При этом в правоприменительной практике существует и иная трактовка вышеприведенных положений Налогового кодекса. В частности, при прочтении пункта 10 статьи 147 НК делается акцент на фразу "кроме указанных в статье 143 настоящего Кодекса" и понимается это так, что расходы по оплате отпусков, предусмотренных в пункте 7 статьи 143 НК, полностью исключаются из налогооблагаемой прибыли вне зависимости от их длительности, и нормирование в данном случае не подлежит применению.
Для единообразного применения видится необходимым внести в Налоговый кодекс уточнение по данному вопросу.
Артем МОКШИН,
начальник экспертной юридической
службы ООО "Norma".
ОТ РЕДАКЦИИ.
Приведенные мнения показывают, насколько важным в правоприменительной практике остается вопрос о четком установлении норм отпусков. От этого зависит правильное исчисление налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и решение вопроса о возможности применения к налогоплательщикам установленных законодательством мер ответственности. Применение налогового законодательства не может быть эффективным без единообразного толкования и применения его норм. Поэтому видится целесообразным внести изменения в текст подпункта "а" пункта 7 статьи 143 НК и определить конкретные сроки отпусков для отнесения расходов на их оплату к вычитаемым расходам в целях налогообложения. В частности:
"К расходам на оплату труда относятся:
. . .
7) оплата за неотработанное время:
а) оплата в соответствии с законодательством:
ежегодного основного продолжительностью 15 рабочих дней отпуска, а также денежная компенсация при его неиспользовании, в том числе при прекращении трудового договора с работником;
дополнительного отпуска продолжительностью 12 рабочих дней для работников отдельных отраслей за работу в неблагоприятных и особых условиях труда, а также за работу в тяжелых и неблагоприятных природно-климатических условиях;…"
«Норма» N 44 от 31 октября 2011 года.