Депутат Законодательной палаты Алия Юнусова прокомментировала для нашего сайта проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием института дознания».
Для справки: пунктом 28 Программы комплексных мер по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы, усилению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан, (прил. № 1 к УП–4850 от 21.10.2106 г.) и пунктом 80 Государственной программы по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в «Год диалога с народом и интересов человека» (прил. № 8 к УП–4947 от 7.02.2017 г.) предусмотрено введение в уголовный процесс упрощенного порядка досудебного и судебного производства по делам и преступлениям, не представляющим большой общественной опасности.
Во исполнение данных документов Генеральной прокуратурой совместно с другими правоохранительными органами разработан и согласован[1] законопроект, направленный на совершенствование уголовного и уголовно-процессуального законодательства.
Так, в соответствии со статьей 339 Уголовно-процессуального кодекса Республики (далее – УПК) дознание является начальным этапом предварительного следствия и заключается в производстве неотложных следственных действий после возбуждения уголовного дела с тем, чтобы предупредить или пресечь совершение преступления, собрать и сохранить доказательства, задержать подозреваемых в совершении преступления.
Срок дознания составляет не более 10-ти суток, который оканчивается передачей уголовного дела следователю или передачей в прокуратуру с постановлением о направлении дела в суд для примирения сторон либо представлением о внесении в суд ходатайства о прекращении уголовного дела на основании акта амнистии.
В тоже время, согласно ст. 329 УПК сообщения о преступлениях должны быть зарегистрированы и разрешены немедленно, а при необходимости проверить законность повода и достаточность оснований к возбуждению уголовного дела непосредственно либо с помощью органов дознания – не позже 10 суток. Данная статья предоставляет право органам дознания на проведение доследственной проверки, в ходе которой разрешаются некоторые процессуальные действия, которые, как правило, проводятся после возбуждения уголовного дела. Например, назначение экспертизы или ревизии, дача поручений о проведении оперативно-розыскных мероприятий и пр.
Закрепленные национальным законодательством механизмы проведения дознания и доследственной проверки в определенном смысле дублируют друг друга, и приводят к волоките, связанной с необоснованно длительным уголовным преследованием.
В связи с этим разрабатываемый законопроект предусматривает:
1. Введение упрощенного порядка досудебного производства по отельным категориям уголовных дел по преступлениям, не представляющим большой общественной опасности (90% из 154 составов преступлений, по которым в среднем совершаются 40–50% от общего количества совершаемых преступлений).
Напомним, к не представляющим большой общественной опасности относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы не свыше 3-х лет, а также преступления, совершенные по неосторожности, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы не свыше 5-ти лет.
Установление срока осуществления предварительного следствия в виде дознания до 1-го месяца, который оканчивается направлением уголовного дела с обвинительным актом прокурору для последующего утверждения и направления в суд. Срок судебного разбирательства по данным делам сокращается с двух месяцев до одного.
Право проведения дознания предоставляется следующим 4-м органам, определив их последовательность:
а) органы внутренних дел – 77 составов (около 33% от общего их количества). При этом нагрузка на одного дознавателя ежемесячно составляет в среднем 3,3 дела;
б) Департамент по борьбе с валютными, налоговыми преступлениями и легализации преступных доходов при Генеральной прокуратуре – 10 составов (3,3% от общего их количества). При этом нагрузка на одного дознавателя ежемесячно составит в среднем 2,5 дела (должность дознавателя имеется только в областных центрах и районах г.Ташкента);
в) Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре – 8 составов (4,8% от общего их количества). При этом нагрузка на одного дознавателя ежемесячно составляет в среднем 11,2 дела (в районных подразделениях должность дознавателя отсутствует);
г) органы государственной таможенной службы – 8 составов (1% от общего их количества). При этом нагрузка на одного дознавателя ежемесячно составляет в среднем 110,5 дел.
Кроме того, предлагается в подследственности органа, возбудившего дело, оставить 7 составов (всего около 380 преступлений в год.)
Вместе с тем в подследственности органов предварительного следствия остаются некоторые преступления, относящиеся к не представляющим большой общественной опасности (56 составов), в связи со сложностью и особенностью их расследования. В частности, преступления в сфере охраны окружающей среды и природопользования (статьи 193–204 УК), преступления против порядка функционирования органов власти (ст.ст. 205–209 УК) и пр.
Изучение международного опыта свидетельствует о том, что расследование в форме дознания в РФ осуществляется по 93 составам преступлений, в Казахстане – по 120, в Беларуси – по 36. Срок дознания в среднем составляет 1 месяц с момента возбуждения уголовного дела до передачи дела прокурору для направления его в суд. Процедура судебного разбирательства по ним также упрощена в связи с небольшим объемом собранных доказательств, требующих проверки в суде.
Установление порядка проведения доследственной проверки по заявлениям, сообщениям и иным сведениям о преступлениях должностными лицами других правоохранительных органов (СНБ, ГНК, Минобороны), в которых отсутствуют специальные подразделения дознания, по итогам которых принимается одно из следующих решений:
- возбуждение уголовного дела с передачей прокурору для решения вопроса о передаче органу дознания (предварительного следствия);
- отказ в возбуждении уголовного дела;
- передача материала (сообщения) по подследственности.
Передачу от МВД в подследственность органов прокуратуры следующих преступлений (около 400 в год):
- статья 108 (причинение умышленного тяжкого телесного повреждения при превышении необходимых мер задержания лица, совершившего общественно опасное деяние) Уголовного кодекса Республики Узбекистан (далее – УК), поскольку субъектом данного преступления, в основном, является сотрудник правоохранительного органа;
- статья 116 (ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей) УК, поскольку субъектом данного преступления является должностное лицо медицинского учреждения и расследование данной категории дел на практике имеет определенные сложности;
- статья 180 (лжебанкротство), 181 (сокрытие банкротства), 1811 (преднамеренное банкротство), 184 (уклонение от уплаты налогов или других обязательных платежей), 186 (производство, хранение, перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности) УК, поскольку субъектом данных преступлений является представитель хозяйствующего субъекта, тем самым обеспечивается защита прав предпринимателей.
Мы считаем, что принятие законопроекта приведет к совершенствованию института дознания, который будет способствовать:
- обеспечению оперативности расследования уголовного дела;
- повышению качества работы следователей и результативности предварительного следствия в целом, поскольку частичная передача уголовных дел в подследственность органов дознания значительно уменьшит нагрузку на следственный аппарат и позволит сосредоточить его усилия на раскрытии и расследовании более тяжких преступлений;
- устранению практики дублирования и волокиты в расследовании уголовных дел, заключающихся в повторном проведении следователями тех же следственных действий, которые проводились на стадии дознания;
- повышению роли дознавателя как участника уголовного процесса;
- усилению гарантий защиты конституционных прав и свобод человека в уголовном процессе.
Маъруф УСМАНОВ.
[1] Законопроект согласован с Верховным судом, министерствами юстиции и внутренних дел, Государственным таможенным и налоговым комитетами, СНБ.