В этом обзоре – мнение и комментарии депутата по обсуждаемому в парламенте проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».
Законопроект разработан и внесен Правительством во исполнение Указа Президента от 5.10.2016 г. № УП–4848 «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата» (далее – Указ).
Непосредственным разработчиком проекта является Министерство финансов. Оно осуществило подготовку документа в соответствии с Концепцией налоговой политики на 2017 год и согласовало его в установленном порядке с заинтересованными органами[1].
Предусматривается внесение следующих изменений и дополнений в законы «Об иностранных инвестициях», «О налоговом консультировании», Кодекс об административной ответственности и Налоговый кодекс:
1. В ст. 175 КоАО предлагается включить административную ответственность по отношению к должностным лицам, не обеспечившим представление, несвоевременное представление актов сверки взаимных расчетов с дебиторами либо письменное уведомление об отсутствии дебиторской задолженности, по которой срок оплаты истек, а также индивидуальным предпринимателям за несвоевременную уплату налогов;
2. В ст. 1796 КоАО могут быть введены конкретные меры ответственности за качество, своевременность и достоверность оказываемых услуг в области налогового консультирования и нарушение законодательства в данной сфере;
3. Дополнениями в ст. 12 Закона «Об иностранных инвестициях» предоставляются дополнительные гарантии предприятиям с иностранными инвестициями. А именно, вновь создаваемым производственным предприятиям с иностранными инвестициями предоставляется право применения в течение 5-ти лет ставок налогов и других обязательных платежей (за исключением таможенных платежей, а также ресурсных налогов – налог за пользование водными ресурсами, земельный налог, налоги и специальные платежи для недропользователей), действовавших на дату их государственной регистрации.
4. Внесение изменений и дополнений в ст.ст. 6, 12, 13 и 17 Закона «О налоговом консультировании» создаст необходимые правовые условия для реализации следующих основных задач по дальнейшему совершенствованию правовых основ деятельности организаций налоговых консультантов и предотвращению правонарушения в области налогового законодательства:
- пересмотр действующей системы страхования гражданской ответственности организаций налоговых консультантов, с целью обеспечения возможности полного возмещения убытков, полученных по вине организации налоговых консультантов и усиление мер ответственности за несоблюдение данной нормы, в части увеличения по требованию клиента страховой суммы;
- внедрение правил контроля качества работы налоговых консультантов, предусмотрев механизм его реализации как на внутреннем, так и на внешнем уровне, с применением передового мирового опыта при разработке национального стандарта контроля качества работы организации налоговых консультантов;
- совершенствование порядка оформления налоговыми консультантами информации о проведенных работах, указанных в договоре, путем предоставления им возможности давать «заключение по налоговому консультированию», исходя из современных потребностей заказчиков услуг по налоговому консультированию;
- усиление мер ответственности за качество, своевременность и достоверность оказываемых услуг в области налогового консультирования путем введения конкретных мер административной ответственности за нарушение законодательства в данной области.
5. Согласно п. 3 Указа установлено, что с 1.01.2017 г. освобождаются от уплаты государственной пошлины субъекты предпринимательства при подаче заявлений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда. В связи с этим, вносится соответствующее дополнение в ст.ст. 329 и 330 НК, в которых предусмотрены случаи освобождения от уплаты государственной пошлины в судах общей юрисдикции и хозяйственных судах.
Мнение нашей Фракции в том, что принятие в предлагаемом формате Закона позволит:
- создать необходимые условия для ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности, а также улучшению инвестиционного климата и деловой среды в республике;
- усовершенствовать системы правового регулирования в сфере деятельности налогового консультирования;
- сформировать необходимые правовые условия по реализации утвержденной концепции налоговой политики на 2017 год;
- привести в соответствие нормы законодательства с требованиями Указа.
Алия ЮНУСОВА,
депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса,
член Фракции НДПУ.
[1] Согласован с министерствами экономики и юстиции, Государственным налоговым комитетом, Высшим хозяйственным судом Республики Узбекистан.