На портале СОВАЗ опубликован проект постановления Президента «О мерах по дальнейшему реформированию системы государственного пенсионного обеспечения граждан».
В проекте документа отмечается, что на сбалансированность пенсионной системы в будущем могут оказать негативное влияние ряд факторов, в числе которых:
- первое, низкий уровень соотношения плательщиков взносов к получателям пенсий влияет на обеспечение критерия стабильности пенсионной системы, вследствие чего, свыше 60 процентов трудоспособного населения остаются не охваченными системой социального страхования;
- второе, отсутствие прозрачных и стимулирующих механизмов пенсионного обеспечения повлияло на ослабление связи между размером пенсии и уплачиваемой суммой социальных отчислений;
- третье, наблюдается тенденция роста лиц пенсионного возраста, в последние годы количество назначенных пенсий по возрасту превысило отметку более 200 тыс. чел. в год;
- четвертое, возрастной ценз права выхода на пенсию, установленный с советских времен, остается самым низким по сравнению с другими странами, с учетом роста продолжительности жизни населения и социальной стабильности в обществе.
В связи с этим, предлагается одобрить Концепцию по реформированию системы государственного пенсионного обеспечения граждан, предусматривающую:
во-первых, внедрение стимулирующих механизмов участия граждан в системе соцстрахования, путем:
- увеличения порогового размера среднемесячного заработка, принимаемого для исчисления пенсии с восьмикратного до десятикратного МРЗП, предусмотрев его распространение и к ранее назначенным пенсиям;
- увеличения размеров пенсии путем предоставления надбавок к пенсиям в размере 10 процентов от МРЗП за каждый полный год стажа работы сверх 35 лет для мужчин и 30 лет для женщин;
- установления надбавок к пенсиям для женщин в размере 10 процентов от МРЗП, имеющих право выхода на пенсию в 54 года, но оформивших пенсию в общеустановленном возрасте;
во-вторых, меры по повышению и обеспечению социальной справедливости, в виде:
- предоставления права на получение всеми работающими пенсионерами пенсий в полном размере в период их трудовой деятельности;
- введения механизма выплаты пособий лицам с инвалидностью III группы в размерах пособия, предоставляемого престарелым и нетрудоспособным гражданам, не имеющим необходимого стажа работы;
- предоставления права выплаты пенсий одиноким пенсионерам, проживающим в интернатах (пансионатах) для престарелых и инвалидов в размере 50 процентов от суммы назначенной пенсии;
в-третьих, применение стимулирующих мер добровольного участия граждан в системе пенсионного обеспечения, в том числе накопительного, посредством:
- предоставления права достигшим пенсионного возраста, но не имеющим необходимого трудового стажа лицам, уплаты страховых взносов в размерах одной минимальной заработной платы за каждый не достающий месяц (период) при исчислении пенсий;
- предоставления права работающим лицам уплаты из доходов в виде оплаты труда дополнительных страховых взносов за неработающих членов семьи не менее одной минимальной заработной платы за каждый месяц на добровольной основе;
- применения привлекательных схем промежуточных бонусных денежных выплат, за счет перечисляемых средств на накопительный счет физического лица;
в-четвертых, формирование системы пенсионного обеспечения, предусмотрев:
- поэтапное повышение минимального требуемого стажа для назначения пенсий с шагом на год, начиная с 2020 года с доведением его до 10 лет;
- на основании глубокого изучения международной практики, анализа опыта стран СНГ поэтапное повышение пенсионного возраста.
Планируется образовать Рабочую комиссию по изучению и выработке предложений по дальнейшему реформированию системы государственного пенсионного обеспечения граждан.
Рабочей комиссии будет необходимо:
- внести предложения неэффективных льгот, необоснованных надбавок и доплат к пенсиям для отдельных категорий граждан;
- внести предложения по внедрению упрощенного порядка начисления пенсий и социальных пособий;
- обеспечить разработку проекта Закона «О государственном пенсионном обеспечении граждан» в новой редакции;
- разработать предложения по внедрению передовых информационных технологий при назначении и выплате пенсий и социальных пособий.
Намечается, что внебюджетный Пенсионный фонд:
- совместно с АК Народный банк до конца 2018 года внедрят инновационные интерактивные услуги, в том числе обеспечивающие аутентификацию получателей пенсий и социальных пособий на основе бесконтактных и мобильных технологий при доставке пенсий и социальных пособий;
- совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций до 1 июля 2019 года предпримут меры по приобретению серверного оборудования и внедрению новой версии программного комплекса по автоматизированному учету, назначению и выплате пенсий и социальных пособий.
Проект может быть отклонен, дополнен или изменен.
Комментарии (4)
Добавить комментарийГость_Olga :
"на основании глубокого изучения международной практики, анализа опыта стран СНГ поэтапное повышение пенсионного возраста".
А поэтапное повышение до какого возраста?
Гость_Редакция Norma.uz :
Уважаемая Ольга!
Ответа на заданный Вами вопрос представленный для обсуждения проект, к сожалению, не содержит.
Гость_Зафар Хужаев :
Повышение пенсионного возраста в зарубежных странах, в том числе в СНГ осуществляется в связи с демографическими проблемами, здесь глубокое изучение международного опыта и не требуется, лучше бы задумались о легализации рабочих мест. У нас в стране 13 млн. экономически активного населения, вот об этом думать нужно и изучить глубоко международный опыт в этом направлении.
Гость_Алина :
Повышать пенсионный возраст нельзя - а, даже и уменьшить лет на 5, принимая в учет климатические условия.
Недавно отец знакомого умер в 53 года, сотрудник в 59, мой отец умер в 59! Не доживают даже до 60! А, ведь платили всю жизнь страховые взносы - необходимо продумать вопрос наследования накопленных средств или возможность выбора самому формировать свой пенсионный фонд с освобождением этих сумм от налогов - как 2% ИНПС.
Нельзя повышать пенсионный возраст т.к.:
Во-первых, в других странах повышение пенсионного возраста связано с демографическими проблемами. Нужно сравниваться с Саудовской Аравией т.к. тоже все в порядке с демографией и богатством недр - сейчас у них как и у нас 55/60.
Во-вторых, любое ограничение среднемесячного заработка для исчисления пенсий (8 или 12 мин.зп) стимулирует переход на серые зарплатные схемы что сводит на нет достижения введенного 2% ИНПС для стимулирования белых зп что повышало платежи в бюджет