В этом обзоре – комментарии и разъяснения депутатов парламента по законопроекту «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием дополнительных мер по обеспечению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан».
В нашей стране приоритетом в деятельности всех ветвей власти является обеспечение и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина, приверженность демократическому пути развития, предусматривающего дальнейшую либерализацию всех сторон жизни государства и общества.
Подтверждением тому стал разработанный Генеральной прокуратурой совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием дополнительных мер по обеспечению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан»[1].
Проект подготовлен в соответствии с Указом Президента от 21.10.2016 г. № УП–4850 «О мерах по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы, усилению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан» и вобрал в себя итоги изучения состояния преступности, правоприменительного и судебно-следственного опыта, законодательства не только Республики Узбекистан, но и ряда зарубежных стран.
Предусматривается внесение изменений и дополнений в Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс и в законы «О судах» и «О прокуратуре». Они направлены на:
- упразднение уголовного наказания в виде ареста с внедрением в систему уголовных наказаний «обязательных общественных работ»;
- сокращение срока задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, с 72 до 48 часов;
- значительное сокращение предельного срока применения мер пресечения в виде содержания под стражей и домашнего ареста, а также предварительного следствия с 12 месяцев до 7 месяцев;
- передачу права выдачи санкции на арест почтово-телеграфных отправлений
и на производство эксгумации судам;
- предоставление судам права применять альтернативные меры пресечения при отказе в применении меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста;
- полную отмену института возвращения судом уголовного дела для производства дополнительного расследования с внедрением механизмов восполнения неполноты следствия в ходе судебного разбирательства;
- сокращение срока пересмотра судебного решения по гражданскому делу
в порядке надзора с 3 лет до 1 года;
- упразднение института рассмотрения судами областного уровня уголовных
и гражданских дел в порядке надзора с исключением полномочий соответствующих председателей судов и прокуроров по принесению протеста в порядке надзора;
- исключение дублирующих полномочий Пленума и Президиума Верховного суда Республики Узбекистан по рассмотрению дел в порядке надзора.
Алия Юнусова, Шухрат Мамаджанов,
депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса,
члены фракции Народно-демократической партии Узбекистана
[1] Согласован с Верховным судом, министерствами внутренних дел и юстиции, Службой национальной безопасности.
Комментарии (1)
Добавить комментарийГость_Акрам Сабиров :
Целесообразно пересмотреть действующее уголовно-процессуальное законодательство, где имеются ошибки. Например, ст. 330 УПК определяет три вида решения по окончании доследственной проверки. Третья - направление материалов по подследственности. Изменить это определение на "направление материалов доследственной проверки по подведомственности или территориальности".