В этом обзоре – пояснения к переданному в Сенат Олий Мажлиса законопроекту «О внесении изменений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 80, 93, 108 и 109)».
Разработка проекта была вызвана следующими обстоятельствами.
Указом Президента от 21.04.2017 г № УП–5024 «О совершенствовании системы государственного управления в сфере экологии и охраны окружающей среды» установлено, что Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды в своей деятельности подотчетен Кабинету Министров Республики Узбекистан. Кроме того, пунктом 4 Указа определено, что председатель и заместители председателя Государственного комитета по экологии и охране окружающей среды назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по представлению Премьер-министра.
Ранее – председатель Государственного комитета по охране природы (преобразован в Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды) назначался и освобождался от должности Сенатом по представлению Президента.
Наряду с этим, в Узбекистане идут глубокие и последовательные реформы, направленные на становление суда как независимой и самостоятельной ветви власти, превращение его из репрессивного органа в прошлом в подлинно независимый институт государства, призванный надежно охранять и защищать права и свободы человека и гражданина.
Указы главы государства от 21.10.2016 г. № УП–4850 «О мерах по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы, усилению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан» и от 21.02.2017 г. № УП-4966 «О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан» стали важным шагом в деле дальнейшей демократизации и либерализации судебно-правовой системы, укрепления доверия населения к правосудию.
В рамках исполнения указанных решений усовершенствован порядок отбора кандидатов и назначения на должности судей, образован Высший судейский совет, являющийся органом судейского сообщества и оказывающий содействие в обеспечении соблюдения конституционного принципа независимости судебной власти.
Поэтому, в целях совершенствования системы государственного управления в сфере экологии и охраны окружающей среды, а также укрепления самостоятельности и независимости Конституционного суда группой депутатов нижней палаты парламента подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 80, 9З, 108 и 109)», предусматривающие:
1) исключение из полномочий Сената Олий Мажлиса назначения и освобождения от должности председателя Государственного комитета по охране природы по представлению Президента, а также заслушивание отчета председателя Государственного комитета по охране природы;
2) порядок избрания состава Конституционного суда Сенатом Олий Мажлиса по представлению Президента из числа специалистов в области политики и права, рекомендованных Высшим судейским советом, включая представителя от Республики Каракалпакстан;
3) порядок избрания руководящего состава данного суда из числа судей самим Конституционным судом.
Помимо этого, согласно ст. 94 Конституции, Президент на основе и во исполнение Конституции и законов издает указы, постановления и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории республики. В связи с этим, и учитывая, что в соответствии со ст. 5 Закона «О нормативно-правовых актах» постановления руководителя страны также являются нормативно-правовыми актами, пункт 1 статьи 109 Конституции после слова «указов» предлагается дополнить словами «и постановлений». Т.е. Конституционный суд будет рассматривать также дела о конституционности постановлений Президента.
По нашему глубокому убеждению, предлагаемые изменения в Основной Закон государства будут способствовать совершенствованию системы государственного управления в сфере экологии и охраны окружающей среды, а также обеспечению подлинной независимости, повышению эффективности деятельности и авторитета Конституционного суда Республики Узбекистан.
Алия ЮНУСОВА, Шухрат МАМАДЖАНОВ,
члены Фракции НДПУ в Законодательной палате Олий Мажлиса.