Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Онлайн-НКМ ва виртуал касса солиқ органларида қандай тарзда рўйхатдан чиқариладиНима учун январь ойи ҳисоботида айланмадан олинадиган солиқ ставкаси нотўғри қўлланиладиҲуқуқдан ўзганинг фойдасига воз кечиш шартномаси бўйича валюта маблағларини ўтказиш мумкинмиҲуқуқдан ўзганинг фойдасига воз кечиш шартномаси бўйича валюта маблағларини ўтказиш мумкинми
  • www.norma.uz
  • Разное
  • О мерах по дальнейшему укреплению платежной дисциплины в сфере поставки и потребления электрической энергии и природного газа, а также коренному совершенствованию системы исполнительного производства

О мерах по дальнейшему укреплению платежной дисциплины в сфере поставки и потребления электрической энергии и природного газа, а также коренному совершенствованию системы исполнительного производства

29.05.2017

Указ

Президента Республики Узбекистан

 

О мерах по дальнейшему укреплению платежной дисциплины в сфере поставки и потребления электрической энергии и природного газа, а также коренному совершенствованию системы исполнительного производства

 
Одними из важнейших условий эффективной реализации проводимых в стране масштабных реформ, направленных, прежде всего, на ускоренное развитие всех отраслей экономики, повышение инвестиционной привлекательности и деловой активности, расширение производства и сферы услуг являются модернизация и технологическое переоснащение топливно-энергетического комплекса, создание действенных механизмов безусловного соблюдения договорных обязательств в сфере поставки и потребления электрической энергии и природного газа (далее – энергоресурсы), а также исполнения судебных актов и актов иных органов. 

Вместе с тем накопившиеся в данных сферах существенные недостатки и проблемы не способствуют кардинальному сокращению дебиторской задолженности за энергоресурсы и, как следствие, дальнейшему развитию электроэнергетической и газовой отраслей, повышению эффективности исполнительного производства. В их числе: 

первое, в результате не принятия достаточных мер поставщиками не обеспечивается должный уровень соблюдения договорных обязательств потребителями, большинство из которых систематически не осуществляет расчет за потребленные энергоресурсы; 

второе, затягивание сроков внедрения автоматизированных систем контроля и учета потребления энергоресурсов крайне негативно влияет на обеспечение достоверного учета объемов поставки, потребления и осуществления своевременных взаиморасчетов; 

третье, медленные темпы обновления изношенных линий электропередач, трансформаторных подстанций и пунктов, газопроводов и соответствующей инфраструктуры приводят к увеличению технологических потерь и систематическим перебоям с поставкой энергоресурсов, особенно на местах; 

четвертое, остается на низком уровне развитие современных систем электронных платежей, позволяющих в режиме онлайн отслеживать состояние задолженности за энергоресурсы; 

пятое, отсутствие должного ведомственного контроля со стороны АО «Узбекэнерго» и АК «Узтрансгаз» за организацией работы контролеров приводит к чрезмерному росту дебиторской задолженности; 

шестое, подача в суды зачастую «шаблонных» заявлений о взыскании несуществующей задолженности без принятия практических мер по отключению должников от электрических и газовых сетей свидетельствует о формальном подходе поставщиков к организации работы по взысканию платежей за энергоресурсы; 

седьмое, имеющиеся серьезные упущения в организации деятельности Судебного департамента при Министерстве юстиции Республики Узбекистан (далее – Судебный департамент) отрицательно сказываются на эффективности исполнительного производства, о чем также свидетельствуют показатели фактического взыскания, которые в 2016 году составили лишь 45 процентов; 

восьмое, низкий уровень межведомственного взаимодействия и внедрения в деятельность Судебного департамента современных информационно-коммуникационных технологий негативно отражается на обеспечении достоверности учета исполнительных документов, безусловного исполнения судебных актов и актов иных органов; 

девятое, в результате недостатков в работе по укреплению законности и исполнительской дисциплины в период 2016 года и I квартала 2017 года за совершенные правонарушения привлечены к уголовной ответственности 665 сотрудников АО «Узбекэнерго» и АК «Узтрансгаз», 36 сотрудников Судебного департамента. 

Непринятие действенных мер по решению назревших проблем в сфере электро- и газоснабжения является сдерживающим фактором ускоренного развития всех отраслей экономики, модернизации и технологического переоснащения топливно-энергетического комплекса, повышения инвестиционной привлекательности и деловой активности, расширения производства и сферы услуг, создания новых рабочих мест, обеспечения энергетической безопасности страны. 

В соответствии с задачами Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, а также в целях дальнейшего совершенствования системы управления, механизмов контроля и учета, укрепления платежной дисциплины, усиления ответственности в сфере электро- и газоснабжения, коренного повышения эффективности исполнительного производства: 

1. Создать Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан (далее – Бюро). 

2. Основными задачами Бюро определить: 

обеспечение безусловного исполнения судебных актов и актов иных органов, ведение достоверного учета исполнительных документов, взысканных средств, предупреждение фактов волокиты и злоупотреблений в исполнительном производстве; 

выявление, пресечение и предупреждение фактов хищений, незаконных подключений к электрическим, газотранспортным и газораспределительным сетям; 

обеспечение полноты и своевременности платежей за энергоресурсы, сокращения задолженности потребителей; 

проведение мониторинга за процессами внедрения современных автоматизированных систем контроля и учета потребления энергоресурсов, а также альтернативных источников энергии; 

участие в осуществлении учета сбыта и потребления энергоресурсов; 

принятие мер по повышению ответственности и правовой культуры потребителей энергоресурсов; 

проведение комплексного анализа, выявление системных проблем, выработку предложений по совершенствованию системы принудительного исполнения, обеспечения расчетов за энергоресурсы; 

ведение производства по делам об административных правонарушениях, осуществление дознания и оперативно-розыскной деятельности в порядке, установленном законодательством. 

3. Установить, что: 

задачи, функции и полномочия упраздняемого Судебного департамента, предусмотренные Законом Республики Узбекистан «Об исполнении судебных актов и актов иных органов» и другими актами законодательства, передаются Бюро; 

принудительное исполнение судебных актов и актов иных органов осуществляется государственными исполнителями Бюро; 

на должности государственных исполнителей Бюро назначаются лица, имеющие высшее или среднее специальное юридическое образование, в отдельных случаях – лица, имеющие высшее образование иной специальности, на другие должности Бюро – также лица, имеющие высшее или среднее специальное образование иной специальности (экономисты, финансисты, инженеры и другие); 

государственные органы, в том числе правоохранительные и контролирующие структуры, обязаны оказывать всестороннее содействие Бюро в выполнении возложенных на него задач и функций в соответствии с настоящим Указом. 

4. Предоставить Бюро и его территориальным подразделениям право при осуществлении задач в сфере поставки и потребления энергоресурсов: 

осуществлять проверки полноты и достоверности учета поставки, потребления и своевременности осуществления расчетов за энергоресурсы, в том числе хозяйствующими субъектами, без согласования с Республиканским советом по координации деятельности контролирующих органов;

выставлять обязательные для исполнения инкассовые поручения о бесспорном взыскании задолженности за поставленные энергоресурсы с банковских счетов потребителей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее ­­– потребители – юридические лица); 

направлять работодателям обязательные для исполнения требования об удержании с заработной платы работников – потребителей задолженности за поставленные энергоресурсы в сумме, не превышающей двух минимальных размеров заработной платы; 

истребовать от министерств, ведомств, других организаций и граждан сведения, необходимые для осуществления контроля и мониторинга потребления, полноты и своевременности оплаты за энергоресурсы; 

направлять физическим и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о погашении задолженности за энергоресурсы; 

применять в установленном порядке к юридическим лицам финансовые санкции за нарушения в сфере поставки и потребления энергоресурсов; 

вносить в министерства, ведомства, другие организации, в том числе в органы самоуправления граждан, представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений в сфере поставки и потребления энергоресурсов, а также о принятии мер общественного воздействия в отношении потребителей, систематически не осуществляющих расчеты за энергоресурсы; 

отключать потребителей от электрических и газовых сетей в случаях несвоевременного осуществления расчетов за энергоресурсы, неисполнения предписаний Бюро, а также при выявлении фактов хищений, незаконных подключений к электрическим, газотранспортным и газораспределительным сетям; 

подключать потребителей, ранее отключенных от электрических и газовых сетей, при осуществлении полного расчета и устранении нарушений правил пользования энергоресурсами; 

принимать в установленном законодательством порядке меры по привлечению виновных лиц к ответственности за правонарушения в сфере пользования энергоресурсами; 

проводить мониторинг состояния исправности приборов, системы контроля и учета потребления энергоресурсов. 

Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан принять комплекс мер по повышению эффективности надзора над безусловным соблюдением принципа неотвратимости ответственности за правонарушения в сфере поставки, потребления и осуществления взаиморасчетов за энергоресурсы, а также ответственности и правовой культуры потребителей энергоресурсов. 

5. Упразднить Судебный департамент с передачей в Бюро высвобождаемой 1 301 штатной единицы, финансируемой за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан. 

Министерству юстиции Республики Узбекистан в месячный срок обеспечить передачу на баланс Бюро зданий, средств и других материально-технических ценностей, находящихся на балансе и используемых Судебным департаментом. 

Установить, что Бюро является правопреемником упраздняемого Судебного департамента по его правам, обязательствам и договорам. 

6. Одобрить предложения Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции, Министерства экономики, Министерства финансов Республики Узбекистан, АО «Узбекэнерго» и АК «Узтрансгаз»: 

о сокращении 6 562 штатных единиц электромонтеров по работе с потребителями АО «Узбекэнерго» и 4 255 штатных единиц контролеров по учету и реализации природного газа АК «Узтрансгаз»; 

об образовании Фонда развития Бюро принудительного исполнения (далее – Фонд). 

Определить источниками формирования Фонда: 

10 процентов средств, поступающих от реализации энергоресурсов потребителям республики; 

8 процентов средств, поступающих от реализации имущества, изъятого уполномоченными органами и обращенного в доход государства, а также от взыскания налоговой задолженности (за исключением государственной пошлины) за счет реализации имущества должника; 

80 процентов средств исполнительского сбора, взыскиваемого государственными исполнителями; 

80 процентов сумм штрафов, налагаемых и взыскиваемых работниками Бюро; 

другие доходы, не запрещенные законодательством. 

Установить, что: 

содержание Бюро осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и Фонда; 

порядок расчета средств, предусмотренных в абзаце пятом настоящего пункта, определяется Министерством финансов, Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан, АО «Узбекэнерго» и АК «Узтрансгаз»; 

эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт оборудования, линий электропередач, газовых сетей, приборов учета энергоресурсов, а также устранение неисправностей на соответствующей территории осуществляются непосредственно АО «Узбекэнерго» и АК «Узтрансгаз». 

7. Определить, что в сфере поставки и потребления энергоресурсов: 

а) Бюро несет ответственность за: 

обеспечение полноты и своевременности поступления платежей за энергоресурсы, сокращение задолженности потребителей; 

выявление, пресечение и предупреждение фактов незаконного потребления энергоресурсов, а также расхождений между объемами потребления энергоресурсов непосредственно потребителями и объемами, поставленными в сети на границах соответствующих участков; 

внесение предложений по механизму устранения выявленных расхождений и принятие мер по привлечению к ответственности виновных лиц; 

б) АО «Узбекэнерго» и АК «Узтрансгаз» несут ответственность за: 

обеспечение потребителей энергоресурсами в соответствии с заключенными договорами; 

достоверность отчетов и информации об объемах реализованных энергоресурсов, сведений о дебиторской и кредиторской задолженностях; 

осуществление эксплуатации и ремонтного обслуживания электро- и газораспределительных сетей и другой сопутствующей инфраструктуры, связанной с поставкой энергоресурсов непосредственно до границ раздела с потребителями; 

замену, установку и эксплуатационное обслуживание приборов учета потребления энергоресурсов, установленных потребителям, а также совместно с Бюро их опломбировку; 

выдачу технических условий, производство подключения новых потребителей к электрическим и газовым сетям в установленном порядке; 

отключение отдельных потребителей электрической энергии от сетей напряжением 6-10 кВ и выше по обязательному предписанию 
Бюро в установленном порядке. 

Установить, что АО «Узбекэнерго» и АК «Узтрансгаз» ежемесячно предоставляют в Бюро сведения о наличии расхождений между объемами потребления энергоресурсов непосредственно потребителями и объемами, поставленными в сети на границах соответствующих участков, на основе которых Бюро совместно с предприятиями электро- и газоснабжения в установленном порядке принимаются меры по выявлению причин образования расхождений. 

8. Ввести с 1 июля 2017 года порядок, в соответствии с которым: 

потребители – физические лица обязаны до 10 числа каждого месяца осуществлять полный расчет за энергоресурсы, потребленные в предыдущем месяце; 

при наличии задолженности по истечении срока, указанного в абзаце втором настоящего пункта, потребители – физические лица подлежат обязательному отключению от электрических и газораспределительных сетей в установленном порядке; 

поставка энергоресурсов потребителям, за исключением указанных в абзаце втором настоящего пункта, осуществляется на основе 100-процентной предоплаты. В случае неосуществления предоплаты, к данным потребителям применяются меры, вплоть до полного отключения от электрических и газораспределительных сетей; 

при повторном подключении ранее отключенных от электрических и газовых сетей потребителей - физических лиц взимается плата в размере 2 минимальных размеров заработной платы, потребителей – юридических лиц – 10 минимальных размеров заработной платы с зачислением средств на счета организации, осуществившей повторное подключение; 

потребитель несет ответственность за надлежащую эксплуатацию и исправность приборов учета потребления энергоресурсов; 

реализация энергоресурсов отдельным категориям потребителей, производящих высоколиквидную и (или) экспортоориентированную продукцию, осуществляется по рыночным ценам, но не ниже экспортных, перечень которых ежегодно утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан. 

9. Кабинету Министров Республики Узбекистан: 

в двухмесячный срок по результатам критического изучения принять комплекс мер по совершенствованию порядка учета и контроля поставки и потребления тепловой энергии, вырабатываемой предприятиями АО «Узбекэнерго»; 

в срок до 1 августа 2017 года обеспечить урегулирование задолженностей за энергоресурсы, в том числе между предприятиями стратегических отраслей экономики, образовавшейся до 1 июля 2017 года; 

в трехмесячный срок внести предложения по реорганизации деятельности ГИ «Узгосэнергонадзор» и ГИ «Узгоснефтегазинспекция», в том числе с учетом положений настоящего Указа. 

10. Определить, что действующие работники Судебного департамента, а также электромонтеры по работе с потребителями АО «Узбекэнерго», контролеры по учету и реализации природного газа АК «Узтрансгаз», штатные единицы которых сокращаются в соответствии с настоящим Указом, осуществляют в период организации Бюро выполнение функциональных обязанностей с учетом сохранения за ними условий оплаты труда за счет средств вышеуказанных организаций до прекращения трудовых договоров в установленном порядке. 

11. Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан в месячный срок разработать и внести: 

проект постановления Президента Республики Узбекистан «Об организации деятельности Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан»; 

проект постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении Положения о Фонде развития Бюро принудительного исполнения». 

12. АО «Узбекэнерго» и АК «Узтрансгаз»: 

с 1 июня 2017 года совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан обеспечить постоянный доступ Бюро к действующим программным продуктам по учету реализации энергоресурсов; 

в срок до 1 июля 2017 года предоставить в Бюро персональный список всех потребителей, имеющих задолженность за энергоресурсы, в разрезе районов (городов), в том числе акты сверки задолженности с потребителями – юридическими лицами, по состоянию на 1 июня 2017 года; 

в срок до 1 июля 2017 года совместно с Центральным банком Республики Узбекистан внедрить систему аккумулирования средств, поступающих от реализации энергоресурсов, на единых банковских расчетных счетах, обеспечивающих ведение достоверного учета поступлений и осуществление Бюро мониторинга за движением денежных средств; 

в срок до 1 августа 2017 года обеспечить оснащение помещений, в которых установлены приборы учета производства, транспортировки и распределения энергоресурсов, камерами видеонаблюдения, позволяющими Бюро осуществлять дистанционный контроль за несанкционированным вмешательством; 

в срок до 1 октября 2017 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по совершенствованию системы контроля и учета поставки и потребления энергоресурсов в местах их непосредственного распределения; 

в срок до 1 января 2018 года установить на точках учета производства, транспортировки и распределения энергоресурсов автоматизированную систему фиксации показаний приборов учета и их состояния с передачей данных в Бюро для осуществления мониторинга за объемами производства, транспортировки и распределения энергоресурсов, а также обеспечить их стабильную работу. 

13. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента, Министерству жилищно-коммунального обслуживания, Государственному комитету Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Государственному налоговому комитету, АО «Узбекэнерго», АК «Узтрансгаз», ГИ «Узгосэнергонадзор», ГИ «Узгоснефтегазинспекция», ГИ «Саноатгеоконтехназорат», Бюро совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 января 2019 года произвести полную инвентаризацию жилого и нежилого фонда, предусматривающую: 

установление наличия кадастровых документов, проектной документации, договоров, схем подключения и иных необходимых документов, приборов учета, их исправности и соответствия нормативно-техническим требованиям, регистрации потребителя в биллинговой системе; 

выявление реального объема потребления энергоресурсов и его соответствия объемам, предусмотренным в договорах, а также произведенным платежам; 

подготовку единых электронных паспортов объектов жилого и нежилого фонда, содержащих сведения о владельцах, кадастровых данных, коммуникациях и строениях; 

внесение по итогам инвентаризации необходимых уточнений в соответствующие базы данных министерств и ведомств. 

Установить, что в ходе проведения инвентаризации министерства и ведомства, указанные в абзаце первом настоящего пункта, обеспечивают принятие необходимых мер и оказывают всестороннее содействие в устранении выявленных недостатков. 

14. Установить порядок, в соответствии с которым Государственный комитет Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру и его территориальные подразделения в трехдневный срок после государственной регистрации прав на недвижимость направляют в предприятия электро-, газо-, водо- и теплоснабжения, автоматизированные телефонные станции информацию о собственнике недвижимого имущества. 

Государственному комитету по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Министерству жилищно-коммунального обслуживания, Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан, АО «Узбекэнерго», АК «Узтрансгаз» в трехмесячный срок унифицировать ведомственные базы данных собственников недвижимого имущества. 

Министерству жилищно-коммунального обслуживания, Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан, АО «Узбекэнерго» и АК «Узтрансгаз» в двухмесячный срок после унификации ведомственных баз данных обеспечить переоформление договоров с потребителями. 

15. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с Министерством жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан, АО «Узбекэнерго», АК «Узтрансгаз», другими заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров: 

в двухмесячный срок проект постановления Кабинета Министров, предусматривающий создание Единой биллинговой системы жилищно-коммунального обслуживания, услуг электро- и газоснабжения, предоставляющей достоверную информацию о состоянии взаиморасчетов с потребителями и интегрированной с электронными платежными системами, а также внедрение единого индивидуального номера абонента; 

в срок до 1 октября 2017 года предложения по созданию Единой системы межведомственного электронного взаимодействия по вопросам взыскания задолженностей, ее поэтапной интеграции с базами данных соответствующих ведомств о задолженности физических, юридических лиц и их имущественном положении. 

16. Министерству экономики, Министерству финансов Республики Узбекистан, ГИ «Узгосэнергонадзор» и ГИ «Узгоснефтегазинспекция» совместно с Бюро с учетом изучения передового зарубежного опыта в двухмесячный срок утвердить порядок определения потерь при поставке, транспортировке, распределении и сбыте энергоресурсов. 

17. Республиканской комиссии по вопросам энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии (А.Н.Арипов) совместно со Счетной палатой Республики Узбекистан в двухмесячный срок обеспечить: 

критическое изучение реализации Программы мер по сокращению энергоемкости, внедрению энергосберегающих технологий в отраслях экономики и социальной сфере на 2015–2019 годы, утвержденной постановлением Президента Республики Узбекистан от 5 мая 2015 года № ПП-2343;

внесение предложений об ответственности должностных лиц, виновных в непринятии мер по обеспечению своевременного и качественного исполнения предусмотренных в данной программе мероприятий; 

подготовку обновленной программы по внедрению энергосберегающих технологий в отраслях экономики и социальной сфере, обратив особое внимание на: 

широкое внедрение энергосберегающих технологий и альтернативных источников энергии, в том числе обязательное включение их в проекты жилищного строительства в городах и сельской местности; 

меры материального стимулирования физических и юридических лиц, использующих альтернативные источники энергии; 

повышение эффективности деятельности Международного института солнечной энергии; 

разработку комплексных мер по пропаганде среди населения бережного отношения к энергоресурсам, использования энергосберегающих технологий и альтернативных источников энергии. 

Кабинету Министров в месячный срок внести в установленном порядке в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проекты законов «Об альтернативных источниках энергии», «О газоснабжении» с учетом положений настоящего Указа. 

18. АО «Узбекэнерго», Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерству экономики, Министерству финансов, Агентству «Узстандарт», Счетной палате, Генеральной прокуратуре совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям, АК «Узэлтехсаноат», другими заинтересованными министерствами и ведомствами: 

в месячный срок провести всестороннюю экспертизу реализуемых проектов по внедрению автоматизированных систем контроля и учета электрической энергии с учетом унификации их технических характеристик для интеграции в единую автоматизированную систему контроля и учета электрической энергии; 

согласовать с международными финансовыми институтами-донорами вопросы внесения изменений в технические характеристики реализуемых с их участием проектов по внедрению автоматизированных систем контроля и учета электрической энергии, а также возможности локализации производства единых по техническим параметрам современных электронных приборов учета потребления электрической энергии; 

по результатам согласования в двухнедельный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан план-график, предусматривающий полное внедрение автоматизированной системы контроля и учета электрической энергии до 1 января 2019 года. 

19. НХК «Узбекнефтегаз», ГИ «Саноатгеоконтехназорат», Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерству экономики, Министерству финансов, Агентству «Узстандарт», Счетной палате, Генеральной прокуратуре совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям, АК «Узэлтехсаноат», другими заинтересованными министерствам и ведомствами: 

в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект Концепции внедрения современных энергоэффективных газоиспользующих приборов и оборудования, автоматизированной системы контроля и учета природного газа, предусматривающей конкретные источники финансирования, сроки, графики реализации проектов, а также локализацию производства единых по техническим параметрам современных электронных приборов учета потребления природного газа; 

в срок до 1 сентября 2017 года на основе разработанной Концепции внести проект решения Президента Республики Узбекистан об утверждении технического задания и предварительного технико-экономического расчета проекта по внедрению современных энергоэффективных газоиспользующих приборов и оборудования, автоматизированной системы контроля и учета природного газа, а также плана-графика, предусматривающего полное внедрение данной системы. 

20. Установить, что техническое задание на разработку проектов по внедрению автоматизированных систем контроля и учета энергоресурсов подлежит согласованию в Министерстве по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан и Агентстве «Узстандарт» на предмет совместимости и интеграции в единые автоматизированные системы контроля и учета электрической энергии и природного газа. 

21. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, АО «Узбекэнерго» и АК «Узтрансгаз» в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по созданию системы передачи данных для функционирования автоматизированных систем контроля и учета энергоресурсов на базе единого центра обработки данных. 

22. АО «Узбекэнерго» и АК «Узтрансгаз» совместно со Счетной палатой, Министерством финансов, Министерством экономики, Государственным комитетом по инвестициям, ГИ «Узгосэнергонадзор», ГИ «Саноатгеоконтехназорат», ГИ «Узгоснефтегазинспекция», Бюро, другими заинтересованными министерствами и ведомствами с привлечением иностранного подрядчика, имеющего международный опыт осуществления подобных работ, обеспечить проведение инвентаризации объектов электро- и газоснабжения на предмет определения их технического состояния и в срок до 1 марта 2018 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект Государственной программы их модернизации. 

23. Генеральной прокуратуре совместно с Верховным судом и Министерством юстиции в срок до 1 октября 2017 года критически пересмотреть с учетом положений настоящего Указа и внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проект обновленной редакции Закона Республики Узбекистан «Об исполнении судебных актов и актов иных органов». 

24. Министерству высшего и среднего специального образования, Министерству экономики совместно с Генеральной прокуратурой, АО «Узбекэнерго», АК «Узтрансгаз», другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения о подготовке кадров высшего и среднего специального, профессионального образования в области электроэнергетики и газоснабжения с учетом задач, определенных настоящим Указом, предусмотрев, при необходимости, увеличение квоты приема и введение новых направлений образования и специальностей с 2018/2019 учебного года. 

25. Министерству народного образования, Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан принять комплекс мер, направленных на формирование у подрастающего поколения культуры бережного отношения и рационального использования энергоресурсов. 

26. Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Узбекскому агентству по печати и информации, Генеральной прокуратуре, Министерству финансов, Министерству экономики, АО «Узбекэнерго», АК «Узтрансгаз» совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами организовать широкое освещение в средствах массовой информации сути и значения настоящего Указа, в том числе значимости осуществления своевременной оплаты, принимаемых мер ответственности за правонарушения в сфере потребления энергоресурсов, преимуществ использования энергосберегающих технологий и альтернативных источников энергии. 

27. Министерству юстиции совместно с Генеральной прокуратурой, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан: 

проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности», предусматривающий повышение ответственности за нарушение правил пользования энергоресурсами; 

предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа. 

28. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., Государственного советника Президента Республики Узбекистан Муродова О.Б. и Генерального прокурора Республики Узбекистан Абдуллаева И.Б. 


Президент Республики Узбекистан                                      Ш.МИРЗИЁЕВ 

Город Ташкент, 29 мая 2017 года. 


* * *
 

КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему укреплению платежной дисциплины в сфере поставки и потребления электрической энергии и природного газа, а также коренному совершенствованию системы исполнительного производства»

 

Модернизация и технологическое переоснащение топливно-энергетического комплекса страны, создание действенных механизмов безусловного соблюдения договорных обязательств в сфере поставки и потребления электрической энергии и природного газа являются одними из важнейших условий эффективной реализации проводимых в стране масштабных реформ, направленных, прежде всего, на ускоренное развитие всех отраслей экономики, в том числе предпринимательства, улучшение инвестиционного климата, расширение производства и сферы услуг. 

В последние годы особое внимание уделяется реализации практических мер по увеличению объемов производства электрической энергии и природного газа, полному и бесперебойному обеспечению потребностей населения и отраслей экономики в энергоресурсах, модернизации технологически и морально устаревшей инфраструктуры. 

В частности, в рамках Программы по дальнейшей модернизации и обновлению низковольтных электрических сетей на период 2017-2021 годы, утвержденной постановлением Президента Республики Узбекистан от 23 ноября 2016 года, в целях улучшения энергоснабжения более 2,5 миллиона потребителей осуществляется работа по модернизации и обновлению 34 тысяч километров электросетей и 6,9 тысячи трансформаторов на общую сумму 835,9 миллиона долларов США. 

Вместе с тем анализ сложившегося в отрасли положения дел и состояния законности свидетельствует о том, что несмотря на наличие существенных проблем и недостатков, требующих своего разрешения, ответственными ведомствами не принимаются конкретные меры по их устранению. 

В частности, недостатки и упущения в организации деятельности компаний «Узбекэнерго» и «Узтрансгаз», а также проблемы, связанные с укреплением платежной дисциплины, предотвращением незаконного использования энергоресурсов и сокращением дебиторской задолженности, препятствуют последовательной реализации поставленных целей и задач по дальнейшему развитию сферы энергоснабжения. 

Непринятие действенных мер в отношении потребителей, не выполняющих договорные обязательства, затягивание процесса внедрения автоматизированной системы контроля и учета приводят к резкому росту дебиторской задолженности, хищениям и уклонению от оплаты за потребленные энергоресурсы. 

Так, в 2016 году количество правонарушений, связанных с самовольным подключением к электрическим и газовым сетям, повреждением приборов учета и искажением их показателей, увеличилось по сравнению с 2014 годом на 48 процентов. 

Несмотря на это, ответственными ведомствами не приняты должные меры реагирования по данным фактам. 

Невыполнение намеченных задач по техническому обновлению инфраструктуры отрасли, в том числе с использованием передового зарубежного опыта и возможностей современных информационно-коммуникационных технологий, является причиной постоянного увеличения технологических потерь, регулярных перебоев с поставками энергоресурсов и, как следствие, препятствует ускоренному развитию отраслей экономики. 

Электро- и газоснабжающими предприятиями не созданы необходимые условия для качественного оказания услуг потребителям и осуществления ими платежей, не в полной мере внедрены современные электронные платежные системы, а культура оказания услуг не отвечает современным требованиям. 

Об этом также свидетельствуют более 43 тысяч жалоб граждан по вопросам электро- и газоснабжения, поступивших в Народные приемные Президента Республики Узбекистан. 

Кроме того, существенные недостатки в организации деятельности Судебного департамента при Министерстве юстиции Республики Узбекистан (далее – Судебный департамент) негативно сказываются на эффективности обеспечения защиты интересов граждан, общества и государства, своевременного взыскания задолженностей за электрическую энергию и природный газ. 

Значительное увеличение за последние годы объема работы в данной системе, задержки с внедрением информационно-коммуникационных технологий приводят к снижению уровня взысканий, необоснованному приостановлению и прекращению исполнительного производства. 

Об этом свидетельствует показатель фактического исполнения судебных актов и актов иных органов, который в 2016 году составил лишь 45 процентов. 

Наряду с этим, в указанных сферах не искоренены факты злоупотреблений. В результате в течение 2016 года и I квартала 2017 года были привлечены к уголовной ответственности 665 работников системы компаний «Узбекэнерго» и «Узтрансгаз» и 36 работников Судебного департамента. 

Вышеуказанные проблемы, упущения и недостатки требуют принятия безотлагательных мер по кардинальному совершенствованию системы взыскания платежей за энергоресурсы и исполнительного производства. 

В связи с изложенным, а также в соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в Указе предусматривается реализация комплексных мер, направленных на дальнейшее совершенствование системы управления, механизмов контроля и учета, укрепление платежной дисциплины и усиление ответственности в сфере электро- и газоснабжения, а также повышение эффективности исполнительного производства. 

В частности, данным Указом: 

1. При Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан создано Бюро принудительного исполнения, ответственное за полноту и своевременность платежей за энергоресурсы, выявление, пресечение и предупреждение фактов хищений, незаконных подключений к электрическим и газораспределительным сетям, а также обеспечение безусловного исполнения судебных актов. 

При реализации задач в сфере поставки и потребления энергоресурсов Бюро принудительного исполнения наделяется следующими полномочиями: 

– осуществление проверок полноты и достоверности учета поставки и потребления энергоресурсов, своевременности платежей за них; 

– взыскание в бесспорном порядке задолженности за поставленные энергоресурсы с банковских счетов потребителей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; 

– направление работодателям требований об удержании с заработной платы потребителей задолженности за поставленные энергоресурсы, не превышающей двух минимальных размеров заработной платы; 

– применение в установленном порядке к юридическим лицам финансовых санкций за нарушения в сфере поставки и потребления энергоресурсов; 

– отключение потребителей от электрических и газовых сетей в случаях несвоевременного осуществления расчетов; 

– привлечение к ответственности виновных лиц за правонарушения в сфере пользования энергоресурсами. 

2. Упразднен Судебный департамент и сокращены штатные единицы электромонтеров по работе с потребителями АО «Узбекэнерго» и контролеров по учету и реализации природного газа АК «Узтрансгаз». 

Принудительное исполнение судебных актов и актов иных органов возлагается на государственных исполнителей, осуществление полного и своевременного взыскания платежей за поставленные энергоресурсы – на государственных инспекторов Бюро принудительного исполнения. 

За компаниями «Узбекэнерго» и «Узтрансгаз» сохраняются задачи и функции по обеспечению потребителей энергоресурсами в соответствии с заключенными договорами и техническому обслуживанию электро- и газораспределительных сетей. 

3. Конкретизирован порядок взаиморасчетов, а также отключения потребителей от сетей при наличии задолженности за энергоресурсы, согласно которому с 1 июля 2017 года потребители – физические лица обязаны до 10 числа каждого месяца осуществлять полный расчет за энергоресурсы, потребленные в предыдущем месяце. 

Поставка энергоресурсов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям будет осуществляться на основе 100-процентной предоплаты. 

В случае несвоевременного осуществления оплаты потребители подлежат обязательному отключению от сетей. При этом за повторное подключение с физических лиц взимается плата в размере двух, а юридических лиц – десяти минимальных размеров заработной платы. 

Кроме того, в Указе предусматриваются комплексные меры, направленные на широкое внедрение автоматизированных систем контроля и учета потребления электрической энергии и природного газа и других современных информационно-коммуникационных технологий. 

В частности, создается Единая биллинговая система жилищно-коммунального обслуживания, услуг электро- и газоснабжения, предоставляющая достоверную информацию о состоянии взаиморасчетов с потребителями, интегрированная с электронными платежными системами. 

Данная система позволит потребителям получать в электронной форме данные о наличии задолженности и осуществлять платежи. 

Наряду с этим, также создается Единая система межведомственного электронного взаимодействия по вопросам взыскания задолженностей, которая повысит эффективность взыскания задолженности посредством использования баз данных об имущественном положении физических и юридических лиц. 

В рамках реализации Указа заинтересованными министерствами и ведомствами будет проведена инвентаризация потребителей энергоресурсов. При этом будет изучено наличие кадастровой и проектной документации, договоров, схем подключения к сетям, приборов учета и их исправность, а также приняты меры по оказанию практической помощи и обеспечению законности в данной сфере. 

Особое внимание уделяется формированию в обществе понимания значимости рационального потребления энергоресурсов, осуществления своевременных расчетов, атмосферы нетерпимого отношения к хищениям, а также усилению ответственности за нарушения правил пользования энергоресурсами. 

В этой связи на Генеральную прокуратуру возложены конкретные задачи по повышению эффективности надзора над безусловным соблюдением принципа неотвратимости ответственности за правонарушения в сфере поставки, потребления и осуществления взаиморасчетов за энергоресурсы. 

Эффективная реализация мер, предусмотренных Указом, будет способствовать модернизации электроэнергетической и газовой отраслей, бесперебойному обеспечению потребителей энергоресурсами, ускоренному развитию экономики страны, в том числе предпринимательства, повышению эффективности исполнения судебных решений, уровня жизни и благосостояния населения и укреплению законности в обществе.

Валюталар курси

2024-04-26
  • USD:12640.21 (+0.00) сум
  • EUR:13559.15 (+0.00) сум
  • RUB:137.02 (+0.00) сум