Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Бўнак қисмларга бўлиб тўланса, импорт товарни қандай курсда кирим қилиш керакЎзбекистонда хорижий компанияларнинг ваколатхоналарини тугатиш нима учун мураккаблашмоқда 2025 йил апрель учун совуқ сув бўйича ҳисобот қандай топшириладиИмпорт қилинган дори воситаларининг харид қийматини аниқлаш учун қайси БЮДни ҳисобга олиш керак Маркетплейсда ҳисобни қандай юритиш керак Апостиль қачон қўйилади

Постановление Президента Республики Узбекистан

26.05.2018

 

О мерах по дальнейшему совершенствованию системы нотариата в качестве института предупредительного правосудия

В стране последовательно реализуются меры по реформированию нотариата, становлению его в качестве одного из важнейших институтов обеспечения прав физических и юридических лиц, призванного выполнять функции превентивного правосудия и предотвращения судебных споров. 

Вместе с тем, в деятельности нотариальных контор имеется ряд системных проблем и недостатков, препятствующих эффективной реализации государственной политики в судебно-правовой сфере и полноценному использованию потенциала нотариата для предупреждения экономических, семейных, наследственных, жилищных, трудовых и иных споров. В частности: 

первое, низкий уровень качества и оперативности предоставляемых населению нотариальных услуг, длинные очереди в нотариальных конторах, непрозрачность взимания государственных пошлин и иных сборов, а также имеющиеся бюрократические барьеры и препоны снижают доверие населения к системе нотариата и оставляют возможность для коррупционных проявлений; 

второе, действующая система нотариата, выполняющая в основном функции удостоверительного характера, не отвечает сегодняшним требованиям развития страны, отсутствует широкая практика совершения нотариальных действий непосредственно с выездом в населенные пункты. Система функционирования нотариата отстает от развития общества, которое требует ее перехода к более активной модели оказания комплексных нотариальных услуг; 

третьенизкий уровень внедрения современных инновационных и информационно-коммуникационных технологий, отсутствие должного электронного межведомственного взаимодействия не позволяют оперативно оказывать нотариальные услуги населению и требуют непосредственного физического посещения уполномоченных государственных организаций для сбора необходимых справок и документов. Не применяются аудио- и видеофиксация при оформлении наиболее оспариваемых нотариальных сделок в качестве профилактической меры; 

четвертоесистема переподготовки и повышения квалификации нотариусов и работников нотариальных контор не позволяет на системной основе решать вопросы формирования корпуса нотариата из числа высококвалифицированных кадров. Учебные планы и программы по переподготовке и повышению квалификации нотариусов не на должном уровне взаимоувязаны с нотариальной практикой; 

пятое, длительная и сложная процедура прохождения стажировки не позволяет предпринимать необходимые меры для быстрого заполнения вакантных должностей нотариусов профессионально подготовленными кадрами; 

шестое, не сформирован эффективный механизм контроля, в особенности дистанционного, за качеством и оперативностью оказания нотариальных услуг, надлежащим выполнением работниками нотариальных контор своих функциональных обязанностей. 

В соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах и в целях повышения роли и значимости института нотариата в защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также улучшения качества предоставляемых населению нотариальных услуг: 

1. Одобрить и ввести в действие с 1 января 2019 года Перечень дополнительных действий правового и технического характера, осуществляемых нотариусами при удостоверении сделок по принципу «одно окно» в рамках активной модели нотариата, согласно приложению № 1. 

Министерству юстиции совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерством внутренних дел, Государственным комитетом по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Государственным комитетом 
по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции, Государственным центром персонализации при Кабинете Министров Республики Узбекистан, другими уполномоченными министерствами, ведомствами и организациями: 

в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проекты административных регламентов взаимодействия государственных органов и организаций при удостоверении нотариусами сделок по принципу «одно окно» в рамках активной модели нотариата; 

обеспечить в установленные сроки создание баз данных и информационных систем для обмена сведениями, предусмотренными приложением № 1 к настоящему постановлению, а также их интеграцию с Автоматизированной информационной системой «Нотариус». 

Верховному суду Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 сентября 2018 года обеспечить формирование электронной базы данных лиц, признанных судом недееспособными, с последующей ее интеграцией с Автоматизированной информационной системой «Нотариус». 

2. Отменить с 1 января 2019 года требование по обязательному нотариальному удостоверению договоров аренды и безвозмездного пользования недвижимым имуществом путем установления порядка обязательной постановки договоров аренды на учет в органах государственной налоговой службы. 

Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан в двухмесячный срок разработать и в установленном порядке утвердить Положение о порядке обязательной постановки договоров аренды недвижимого имущества на учет в органах государственной налоговой службы. 

3. Установить, что с 1 января 2019 года: 

нотариальное удостоверение сделок, связанных с недвижимым имуществом, производится исключительно на гербовых (специальных) бланках строгой отчетности, имеющих степень защиты, серию, порядковый номер и территориальный код, изготавливаемых ГПО «Давлат белгиси»; 

процесс подписания завещаний, а также в случаях, предусмотренных частью второй статьи 34 Закона Республики Узбекистан «О нотариате», процесс подписания сделок, заявлений и иных документов подлежат обязательной аудио- и видеофиксации; 

при добровольном обращении юридического лица к нотариусу факт принятия решения его коллегиальным органом подлежит нотариальному удостоверению. 

4. Одобрить предложение Министерства юстиции, Министерства внутренних дел, Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций и Государственного центра персонализации при Кабинете Министров Республики Узбекистан о внедрении с 1 января 2019 года нового порядка совершения нотариальных действий, в соответствии с которым: 

установление личности лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий, осуществляется путем сканирования отпечатков пальцев и их сопоставления с биометрическими данными паспорта (биометрического проездного документа лица без гражданства); 

подтверждение заявителями совершения нотариальных действий осуществляется путем проставления ими подписи на нотариально удостоверяемых документах и сканированием их отпечатков пальцев на соответствующем устройстве. 

Государственному центру персонализации при Кабинете Министров, Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций оказать техническое содействие Министерству юстиции Республики Узбекистан в приобретении оборудования и устройств, необходимых для реализации мероприятий, предусмотренных в настоящем пункте. 

5. Согласиться с предложением Министерства юстиции Республики Узбекистан: 

о сокращении срока прохождения стажировки для кандидатов на должность нотариуса с двух лет до одного года; 

об отмене требования по прохождению стажировки для кандидатов на должность нотариуса к лицам, проработавшим в должности судьи не менее пяти лет либо на должностях, связанных с руководством и контролем за нотариальной деятельностью, не менее трех лет. 

Установить, что действие настоящего пункта распространяется также на лиц, проходящих стажировку в нотариальных конторах в момент вступления в силу настоящего постановления. 

6. Утвердить «Дорожную карту» по дальнейшему совершенствованию института нотариата согласно приложению № 2. 

Установить, что руководители министерств и ведомств, указанных в «Дорожной карте», несут персональную ответственность за своевременную и эффективную реализацию предусмотренных в ней мероприятий. 

7. Верховному суду Республики Узбекистан в двухмесячный срок: 

совместно с Министерством финансов, Министерством юстиции и Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан критически изучить действующие льготы по уплате государственной пошлины при обращении в суды и размеры установленных государственных пошлин, по результатам внести предложения по оптимизации льгот и ставок государственных пошлин, направленные на расширение практики применения исполнительных надписей нотариусов и снижение нагрузки на судебную систему; 

совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан изучить нотариальную и судебную практику в области удостоверения наследства и внести предложения по обеспечению единого подхода в данной сфере. 

8. Государственному комитету Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции обеспечить с 1 января 2019 года выдачу на безвозмездной основе нотариальным конторам справок о лицах, давших согласие на приватизацию жилья, в режиме реального времени. 

9. Центральному банку Республики Узбекистан совместно с коммерческими банками в месячный срок принять меры по обеспечению всех нотариальных контор специальными кассами с установлением их рабочего времени соответственно рабочему времени нотариальных контор, а также оснащению специальных касс расчетными терминалами по приему платежей с банковских пластиковых карточек. 

Министерству юстиции совместно с Министерством финансов и Центральным банком Республики Узбекистан в двухнедельный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложение о получении коммерческими банками вознаграждения от общей суммы государственных пошлин, взыскиваемых нотариусами через специальные кассы коммерческих банков, открытые в зданиях и помещениях нотариальных контор. 

10. Министерству юстиции Республики Узбекистан: 

ввести в практику аудио- и видеотрансляцию в режиме реального времени хода конкурсного отбора кандидатов на должности нотариусов на официальном веб-сайте Министерства юстиции Республики Узбекистан; 

в срок до 1 января 2019 года создать централизованную систему дистанционного аудио- и видеонаблюдения в режиме реального времени в нотариальных конторах с соблюдением тайны нотариальных действий, предусмотрев при этом обеспечение доступа к ней Министерства юстиции Республики Узбекистан и его территориальных органов; 

в двухмесячный срок пересмотреть учебные планы и программы по переподготовке и повышению квалификации нотариусов, предусмотрев введение, в том числе предметов по обучению психологическим и иным не связанным с юридической деятельностью дисциплинам и навыкам (управление стрессом, управление конфликтами, эффективная организация рабочего времени); 

широко практиковать проведение регулярных семинарских занятий путем организации видеоконференций, с обсуждением на них наиболее актуальных вопросов, возникающих в нотариальной практике; 

совместно с Министерством финансов в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект решения Правительства, предусматривающего пересмотр критериев определения должностей нотариусов в нотариальном округе с целью повышения доступа населения к нотариальным услугам; 

совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан в срок до 1 июля 2019 года на основе глубокого изучения передового зарубежного опыта и национальной практики нотариата внести обоснованные предложения о целесообразности преобразования государственных нотариальных контор в негосударственную форму активного нотариата; 

в месячный срок совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления. 

11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., первого заместителя Государственного советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М. и министра юстиции Республики Узбекистан Давлетова Р.К. 



Президент Республики Узбекистан                                                Ш. МИРЗИЁЕВ 

город Ташкент, 25 мая 2018 года.