Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак правильно составить отчет комиссионера План главбуха на май 2024 года Часто допускаемые ошибки при составлении исков Перечни видов деятельности, для которых требуются лицензия, разрешение или уведомление Перечни видов деятельности, для которых требуются лицензия, разрешение или уведомление

КАРТОЧКА, КОТОРАЯ ВСЕГДА С ТОБОЙ

30.11.2010

В редакцию нашей газеты поступают обращения читателей с просьбой разъяснить порядок применения терминалов по приему платежей с помощью пластиковых карточек. Редакция направила их в Центральный банк Республики Узбекистан с просьбой посодействовать в подготовке ответов на них.

Сегодня мы публикуем обращения читателей и полученные на них ответы.

 

 

На основании выданного мне удостоверения на право занятия индивидуальной предпринимательской деятельностью я занимаюсь розничной торговлей. С 2006 года на моей торговой точке установлен терминал по расчету пластиковыми карточками. В связи с увеличением взаиморасчетов посредством пластиковых карт возросли и поступаемые денежные обороты по безналичному расчету. Но очень часто я не могу получить через банк наличные деньги, которые мне необходимы для закупки товаров у иностранных партнеров. Я имею патент на право заниматься импортом и экспортом. Часть товаров приобретаю у местных производителей. Но есть категория товаров, которые я покупаю за рубежом за наличные деньги.

Прошу вас дать совет или рекомендации, как это можно сделать. А также ответить, какие существуют нормы получения наличных денег в банках?

 

Ф.Артыкходжаев,

частный предприниматель.

 

 

Для индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере торговли, животрепещущим вопросом является невыдача чеков и неполная сдача выручки в банк. Как вы думаете, почему это происходит? Ведь, утаивая выручку, он ничего не выигрывает в плане налогообложения. Мы платим фиксированный налог, который никак не зависит ни от торгового оборота, ни от выручки. Тогда почему она утаивается?

По одной простой причине. Сдав все в банк, мы потом не можем получить из него наличку. На бумаге-то все хорошо: мы в любое время можем получить деньги, которые есть на расчетном счете, и т.д. Но попробуйте на практике это осуществить.

Или попытайтесь купить товар по перечислению! Оптовые магазины мелкими партиями не продают, и у них он дороже процентов на 20. Магазины розничной торговли не имеют права отпускать товар по перечислению. Как быть?! Вот мы и вынуждены, именно вынуждены, оставлять у себя часть налички.

Сейчас всех заставляют устанавливать терминалы и принимать платежи по пластиковым карточкам. Вроде бы ничего в этом нет плохого, движемся к цивилизованному рынку. Даже льготы предусмотрены для юрлиц в размере 10%. Но почему-то выручка, поступившая по пластиковым карточкам, не приравнивается к наличной выручке и наличкой со счета не выдается.

Решение об обязательности установки терминалов принято, а возможности обеспечить ими всех нет. Мы дали заявку и будем ждать неизвестно сколько, а ответственность уже существует. Да и обслуживает эти терминалы малое количество фирм. При поломке тоже морока. Потом мы должны платить банку за его аренду немалый процент, что опять-таки ведет к удорожанию товара. А ведь банк и так имеет свой процент по операциям с пластиковыми карточками. Покупатели возмущаются постоянным увеличением цен и считают, что этим мы повышаем прибыли. А это не так, мы просто закрываем свои постоянно растущие издержки.

 

Олег, директор магазина,

частный предприниматель.

 

 

Сейчас повсеместно внедряются пластиковые карточки, нас агитируют, что это удобно и они практически не отличаются от наличных денег.

Вот я, простой потребитель, для которого это должно быть удобно. Но мне неудобно. В Положении N 1344 от 21 февраля 2004 года по обслуживанию пластиковых карт написано, что только владелец карты может производить оплату по ней или надо оформлять доверенность. Это разве удобно? У меня за коммунальные услуги платит сын. Так что же, для оформления доверенности мне надо идти к нотариусу, сидеть там в очереди, платить за его услуги?! Или, чтобы за что-то заплатить или купить, надо таскать с собой паспорт?! Это удобно?!

Компания сына имеет корпоративную карточку, и если по ней не производятся платежи более 30 или 35 дней, то она блокируется. Сын постоянно ругается по этому поводу, потому что надо ехать в банк и активировать карточку. Это тоже удобно? Ведь в случае пропажи карточки компания может дать заявку и ее заблокируют, как делают, например, сотовые компании. Зачем заставлять людей делать какие-то дополнительные действия?!

Следующий вопрос касается процента, который берется за обслуживание карточки. Таким образом, товары, оплаченные с ее помощью, обходятся мне дороже. А так как продукты приходится покупать в магазинах, где они дороже, чем на базаре, переплата получается ощутимая. Кроме того, магазин оплачивает банку за аренду терминала и эти расходы опять ложатся в цену товара.

Я думаю, что надо пересмотреть и изменить положение о порядке пользования пластиковыми карточками для удобства населения.

 

О.Горбунова.

Прочитать все обращение от читателей можно здесь

Ответы Центрального банка

на вопросы читателей газеты:

 

- 1. Сегодня использование банковских пластиковых карточек в нашей республике становится массовым, и сами жители страны признают удобство и эффективность данной системы. Платежи по пластиковым карточкам осуществляются с помощью платежных терминалов, установленных в торговых пунктах и пунктах оказания платных услуг через Единый общереспубликанский процессинговый центр.

Создан эффективный механизм защиты безналичных расчетов, каждый владелец карточки имеет индивидуальный идентификационный номер (ПИН-код), подтверждающий право на распоряжение денежными средствами на своем расчетном счете. В случае неправильного набора номера пластиковая карточка автоматически блокируется.

 

2. Как известно, в целях совершенствования системы денежного обращения, стимулирования развития безналичных расчетов и сокращения внебанковского оборота наличных денежных средств было принято постановление Кабинета Министров "О мерах по дальнейшему развитию системы расчетов на основе пластиковых карточек" от 24 сентября 2004 года N 445. Им были установлены объекты, подлежащие обязательному оснащению платежными терминалами.

Для создания более благоприятных условий для осуществления населением платежей с использованием банковских пластиковых карточек на основании постановления "О дополнительных мерах по стимулированию развития системы расчетов с использованием банковских пластиковых карточек" (от 19 апреля 2010 года N ПП-1325) перечень объектов сферы розничной торговли, платных услуг, подлежащих оснащению платежными терминалами, расширен. Несоблюдение требований по оснащению платежными терминалами и их использованию приравнивается к нарушениям порядка оснащения и использования контрольно-кассовых машин, правил торговли и оказания услуг с наложением на нарушителей ответственности в установленном законодательством порядке.

 

3. Согласно требованиям Положения о порядке оснащения и применения платежных терминалов при осуществлении денежных расчетов с населением (разработано Центральным банком совместно с Государственным налоговым комитетом), не допускается необоснованное повышение цен на товары (работы, услуги) при осуществлении платежей посредством банковских пластиковых карточек. Данные действия, согласно Правилам розничной торговли в Республике Узбекистан, влекут ответственность в соответствии с Кодексом об административной ответственности и Уголовным кодексом.

В целях защиты прав потребителей в городах, районах и селах налажена служба "телефон доверия" в государственных налоговых органах для приема сообщений о случаях отказа от приема платежей через банковские пластиковые карточки, а также для предотвращения других действий, противоречащих законодательству.

 

4. По поводу документов, подтверждающих личность, в соответствии с пунктом 39 Положения о порядке выпуска банковских карт коммерческими банками и их обращения в Республике Узбекистан (далее - Положение N 1344) продавец товаров (работ, услуг) имеет право потребовать от держателя банковской карты предъявление документа, удостоверяющего его личность, если это предусмотрено договором, заключенным между ним и эквайером. А эквайер имеет право требовать от держателя банковской карты предъявления вместе с банковской картой документа, удостоверяющего личность держателя банковской карты, если это не запрещено правилами платежной организации, имеет право вносить данное условие в договор, заключаемый с продавцом товаров (работ, услуг). Из этого следует, что право требовать документы, удостоверяющие личность, предусматривается правилами обращения банковской карточки.

Также, согласно пункту 7 Положения N 1344, личные банковские карты могут использоваться другими лицами (членами семьи, друзьями и другими) только на основании доверенности владельца личной банковской карточки. Согласно статье 135 Гражданского кодекса, для этого достаточно простой письменной доверенности.

 

5. В целях развития системы безналичных расчетов на основании пластиковых карточек, осуществляемых коммерческими банками, разработаны единые тарифы (утверждены Центральным банком и Ассоциацией банков Узбекистана 11 августа 2010 года). И сегодня все коммерческие банки осуществляют расчеты на основании пластиковых карточек согласно данным единым тарифам. В частности, согласно данным единым тарифам, при сдаче в аренду платежных терминалов торговым пунктам и пунктам оказания платных услуг взимается плата в размере до 15 евро* (по курсу Центрального банка).

Уместно отметить, что, согласно постановлению Президента "О дополнительных мерах по дальнейшему развитию системы безналичных расчетов на основе пластиковых карточек" (от 3 августа 2006 года N ПП-433), предприятия сферы услуг уплачивают налог на прибыль от объема оказанных услуг, оплаченных с применением пластиковых карт, по ставке, сниженной на 10 процентов против действующей.

 

6. Порядок использования индивидуальными предпринимателями банковских пластиковых карточек установлен Положением о порядке использования индивидуальными предпринимателями банковских карт в национальной валюте.

В нем, в частности, указано, что средства, зачисленные на банковскую карту (карточный счет) индивидуального предпринимателя, он может использовать на оплату расходов, непосредственно связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Предприниматели, осуществляющие торговую деятельность, через пластиковую карту могут осуществлять оплату:

за товары, приобретаемые в целях реализации;

налогов и других обязательных платежей;

коммунальных платежей (платежи за отопление, горячую воду, питьевую воду, канализацию, электроэнергию, газ и вывоз мусора);

арендных платежей и других расходов, связанных с текущей деятельностью.

При осуществлении оплаты за товары и услуги посредством пластиковой карты отчетными документами являются оригиналы квитанций терминалов, счета и квитанции, прилагаемые к ним, подписанные служащим, принимавшим соответствующий платеж через терминал, с проставленной печатью "Оплачено" и другие документы. Сведения о расходах, произведенных на основании данных документов, указываются в отчете о деятельности индивидуального предпринимателя, осуществляющего торговую деятельность. При этом между продавцом товаров (услуг) и владельцем банковской карты - индивидуальным предпринимателем заключается договор в установленном порядке.

Также следует учитывать, что на лицевой стороне банковской карты индивидуального предпринимателя обязательно должна иметься запись "Индивидуальный предприниматель" и указываться его фамилия, имя и отчество. Пользоваться данной картой другим лицам запрещается.

Не допускается выдача наличных денежных средств через банковскую карту индивидуального предпринимателя. Возвращение средств с карточного счета на основной депозитный счет до востребования индивидуального предпринимателя осуществляется на основании платежного поручения.

 

7. Постановлением Президента "О гарантиях бесперебойного обеспечения наличных выплат с депозитных счетов в банках" (от 5 августа 2005 года N ПП-147) коммерческим банкам предписано принять все необходимые меры по стимулированию привлечения свободных денежных средств населения и хозяйствующих субъектов на депозитные счета в банках и осуществлению беспрепятственной выдачи, по первому требованию, наличных денег с их счетов.

 

8. Известно, что в соответствии с требованиями абзаца второго пункта 5 постановления Кабинета Министров "О дополнительных мерах по укреплению налично-денежного обращения и повышению ответственности коммерческих банков" (от 22 июня 2001 года N 264) услуги по инкассации наличных денежных средств должны осуществляться коммерческими банками без взимания комиссионных выплат с субъектов торговли и оказывающих платные услуги. Кроме того, платежи, полученные через платежные терминалы, установленные в торговых пунктах и пунктах оказания платных услуг, также включены в состав прогнозируемой выручки.

 

9. Центральным банком совместно с Государственным налоговым комитетом разработано Положение о порядке оснащения и применения платежных терминалов при осуществлении денежных расчетов с населением. Согласно ему, объекты торговли и сферы платных услуг, независимо от формы собственности, объема продаж, размера сооружения и т.д., обязаны бесперебойно принимать платежи с использованием платежных терминалов при реализации товаров и оказании платных услуг населению.

 

У.МУСТАФОЕВ,

первый заместитель председателя

Центрального банка Республики Узбекистан.

 

Опубликовано в газете "Норма" № 47 от 30 ноября 2010 года 

---------------------------------------------

*) От ред. - ежемесячно.

 

 

Эту тему могут комментировать только зарегистрированные пользователи. В теме действует премодерация комментариев.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь