Норма, N 9 от 28 февраля 2012 года
Проживаю в Узбекистане 17 лет - с 1995 года и по сей день. Гражданства у меня и моей семьи нет, так как паспорт ЛБГ ("лицо без гражданства"), то есть "вид на жительство". Моей дочери 20 лет, окончила Финансово-экономический колледж в г.Ташкенте. Может ли она с таким паспортом ("вид на жительство") работать в банке?
С уважением, Э. Асилова,
г. Газалкент.
- В соответствии со статьей 11 Закона "О гражданстве Республики Узбекистан", лица, проживающие на территории Республики Узбекистан, не являющиеся гражданами Республики Узбекистан и не имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства, считаются лицами без гражданства.
На основании статьи 11 ТК, законодательство о труде распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих на территории Республики Узбекистан по трудовому договору, заключенному с работодателем.
Следовательно, лица без гражданства, постоянно проживающие в Узбекистане, могут реализовать право на свободный труд путем заключения трудового договора наравне с гражданами республики. Для этого они должны предъявить при приеме на работу те же документы, что и граждане Узбекистана. Перечень таких документов определен статьей 80 ТК.
Однако, согласно статье 1 ТК, трудовые отношения в Республике Узбекистан регулируются не только законодательством о труде, коллективными соглашениями, а также коллективными договорами и иными локальными нормативными актами. В связи с этим в отдельных случаях (с учетом специфики работы предприятия) локальными актами предприятия могут предусматриваться дополнительные условия при заключении трудового договора.
Для разрешения вопроса по существу вам необходимо ознакомиться с подобными документами интересующих вас организаций.
Абдусалам РИСКУЛЛАЕВ,
наш эксперт-юрист.
Комментарии (3)
Добавить комментарийГость_UMN :
Еще хотелось бы добавить следующее:
- C развитием частного и корпоративного сектора могут появляться "навороты" в уставных и регламентных документах разных структур - в зависимости от фантазии собственника-учредителя,т.е. нанимателя, в т.ч. касающихся условий и требований к поступающим на работу (о чем говорит уважаемый А.Рискуллаев), порой "мягко" дискриминирующих права претендентов. Надо быть готовым и к такой постановке дела;
- вообще-то за такой период пребывания в стране нужно натурализоваться и самим и детям: будут возникать проблемы и недопонимание при приеме на работу в специфические организации и учреждения, политические структуры!
Гость_юрист :
Считаю что именно правовая инспекция Минтруда должна заниматься выявлением таких организаций которые составляют свои локальные документы вопреки трудовому законодательству.
Гость_ESQ :
А как же пресловутые нормы ст.ст. 4, 5 и 14 ТК РУ гласящие о том, что:
Минимальный уровень трудовых прав и гарантий для работников устанавливается законодательными актами.
Условия соглашений и договоров о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательными и иными нормативными актами, недействительны.
Субъектами трудовых отношений могут быть граждане Республики Узбекистан, а также иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие установленного возраста (статья 77) и заключившие трудовой договор с работодателем.
А норма ст. 23 Конституции РУз о том, что
иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории Республики Узбекистан, обеспечиваются права и свободы в соответствии с нормами международного права?
А ст. 23 Всеобщей декларации прав человека о том, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы?
А ст. 11 Конвенции 111 о дискриминации в области труда и занятий, в которой в целях настоящей Конвенции термин "дискриминация" включает:
a) всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимое по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного или социального происхождения, приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий?