Намечено создать Национальное агентство урбанизации и социального развития и предоставить гражданам и юридическим лицам – резидентам право приобретать земельные участки. Средства, вырученные от продажи земли, предлагается направлять на реализацию программ комплексного строительства и развитие территорий.
Это следует из обсуждаемых на портале СОВАЗ проектов нормативно-правовых актов Президента: указа «О мерах по регулированию урбанизации и совершенствованию государственной жилищной политики» и постановления «Об организации деятельности Национального агентства урбанизации и социального развития Республики Узбекистан».
Национальное агентство урбанизации и социального развития
Агентство планируется наделить полномочиями органа государственного управления, ответственного за выработку и реализацию единой государственной политики и стратегических направлений в сфере урбанизации и социального развития. В решение этих вопросов планируется активное внедрение передового зарубежного опыта.
Намечается, что агентство будет:
- утверждать документацию о планировании развития территорий регионов Республики Узбекистан и документацию о развитии территорий населенных пунктов;
- принимать решение об определении территорий населенных пунктов для комплексного строительства и направлять его Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей и г. Ташкента для отведения ими земельных участков данных территорий Агентству, а также последующей приватизации физическими и юридическими лицами остальных земельных участков, не входящих в состав территории комплексного строительства Агентства;
- обеспечивать земельные участки комплексного строительства необходимой инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой;
- продавать, вкладывать в инвестиционные проекты на основе государственно-частного партнерства, застраивать земельные участки.
Планируется, что одним из первых документов, который разработает Агентство станут основные прогнозные параметры государственных программ комплексного строительства на период 2020–2025 гг. В этом документе будет предусмотрена поэтапная оптимизация государственных программ по строительству жилых домов, реализуемых в соответствии с ранее принятыми решениями Президента и Правительства с сохранением источников и порядка их финансирования, а также направлением высвобождаемых средств на строительство соответствующих жилых домов в рамках государственных программ жилищного строительства.
В государственные программы комплексного строительства будут включаться жилые дома:
- предназначенные для реализации (предоставления) семьям (лицам) с невысокими и средними доходами, нуждающимся в улучшении жилищных условий – по льготным ценам, в том числе жилые дома, предназначенные для временного проживания малообеспеченных лиц на основе договоров аренды и найма по доступным ценам, а также жилые дома, предназначенные для социально уязвимых слоев населения (детей-сирот, одиноких престарелых граждан, военнослужащих, получивших инвалидность при исполнении воинского долга и служебных обязанностей и т.п.) предоставляемые на безвозмездной основе;
- возводимые на основе типового проекта и предназначенные для реализации по рыночным ценам с предоставлением ипотечных кредитов без государственных субсидий;
- возводимые на основе специально разработанных проектов с привлечением средств субъектов предпринимательства на условиях государственно-частного партнерства и реализуемые населению по рыночным ценам.
При Агентстве планируется создать Национальный земельный фонд, Фонд комплексного развития территорий, Фонд инфраструктурного и ипотечного развития и Агентство ипотечного и жилищного страхования, которые будут содействовать реализации поставленных целей.
Национальный земельный фонд
Фонд будет заниматься содействием приватизации земельных участков, расположенных на территории населенных пунктов. На его счетах будут аккумулироваться средства, поступающие от приватизации земельных участков.
Гражданам и юридическим лицам – резидентам с 1.07.2019 г. планируют предоставить право приватизации земельных участков. До 1.01.2021 г. стоимость участков будет устанавливаться в кратном размере земельного налога на соответствующий год (конкретный коэффициент к земельному налогу в проекте не указан – ред.), а после – по рыночной стоимости. Приватизированные земельные участки станут частной собственностью и получат неприкосновенность, а также защиту государства в соответствии с Законом «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников».
Важно! При разработке проекта Налогового кодекса в новой редакции планируется предусмотреть повышение ставки земельного налога и установление стимулирующей ставки налога на имущество для приватизированных и приобретенных в собственность земельных участков.
Средства Национального земельного фонда будут расходоваться для реализации единой государственной политики и стратегических направлений в сфере регулирования урбанизации и комплексного строительства, а также материально-технического обеспечения деятельности Агентства, оплаты труда и стимулирования его работников.
Фонд комплексного развития территорий
Фонд будет оказывать содействие в выделении и продаже свободных земельных участков Агентства застройщикам жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур в рамках комплексного строительства. На его счетах будут аккумулироваться средства, поступающие от продажи земельных участков.
К сведению, средства Национального земельного фонда и Фонда развития территорий будут основным источником финансирования реализации государственных программ комплексного строительства, в том числе разработки документации о планировании развития территорий регионов страны, о развитии территорий населенных пунктов, о застройке территорий населенных пунктов, а также проектно-сметной документаций для строительства зданий, сооружений и других объектов.
Эти затраты также будут покрываться за счет:
- кредитных линий и грантов международных финансовых институтов, иностранных правительств и организаций, выделяемых для реализации программ жилищного строительства;
- министерств, ведомств и других организаций в качестве долевого их участия в строительстве жилых зон для собственных сотрудников и работников;
- Государственного бюджета, выделяемые в рамках Государственных программ развития Республики Узбекистан, – для финансирования разработки генеральных планов и проектов детальных планировок населенных пунктов, строительства объектов социальной инфраструктуры, а также в недостающей части – для реализации государственной программы комплексного строительства;
- иные средства, не запрещенные законодательством.
Фонд инфраструктурного и ипотечного развития
Эта организация будет заниматься проведением оценки эффективности проектов, разработанных группой реализации проектов на территории комплексного строительства. Фондом будут приниматься решения по финансированию и структурированию проектов, реализуемых на территории комплексного строительства. В задачи фонда также будет входить эмиссия ценных бумаг, в том числе инфраструктурных облигаций.
За счет средств Фонда предлагается в рамках государственной программы комплексного строительства открывать кредитные линии в коммерческих банках для:
- ипотечного кредитования строительства доступных типовых домов в соответствии с принимаемыми решениями;
- льготного кредитования частных застройщиков, строящих многоквартирное жилье на условиях государственно-частного партнерства.
Агентство ипотечного и жилищного страхования
Агентство займется выкупом у банков права требования исполнения обязательств по ипотечным кредитам. Оно также будет заниматься страхованием жилищного строительства и ипотечного кредитования, сделок по проектам комплексного строительства.
Проекты документов могут быть отклонены, дополнены или изменены.
Олег Гаевой.