В этом обзоре – комментарии депутатов по обсуждаемому законопроекту «О внесении дополнений и изменения в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».
Следует отметить, что обсуждаемый законопроект разработан во исполнение поручения Премьер-министра от 8.02.2016 г. № 05/30-9 и подготовлен Государственной инспекцией по надзору за безопасностью полетов совместно с Министерством обороны[1].
Необходимость разработки и принятия такого документа продиктована следующими факторами:
1. В последнее время во всем мире участились случаи несанкционированного использования воздушного пространства беспилотными летательными аппаратами.
Беспилотные летательные аппараты обладают возможностью выполнять полет в ручном или автоматическом режимах, а также дистанционно управляться оператором с удаленного рабочего места. Они также способны нести полезную нагрузку, позволяющую вести фото и видеонаблюдение в реальном режиме времени, осуществлять транспортировку грузов и многое другое. Одновременно с этим, такого рода действия потенциально могут не только угрожать безопасности полетов воздушных судов, в т.ч. и гражданской авиации, но также создавать реальную опасность возникновения угрозы жизни и здоровью граждан, нарушения режима охраны объектов и национальной безопасности.
2. Случаи несанкционированного использования воздушного пространства беспилотными летательными аппаратами отмечены по всему миру.
Наиболее часто они фиксируются в США, Европе, Азии и в арабских странах. Так, только в США за 2015 г. зафиксировано более 700 случаев. Данное нарушение становится проблемой для авиаперевозок в мировом масштабе. Также были случаи падения беспилотных летательных аппаратов в местах скопления людей, а также их несанкционированного использования в районах аэродромов, которые могли привести к столкновению с воздушными судами и человеческим жертвам.
В целом в настоящее время высококачественные оптико-электронные устройства, размещенные на дистанционно управляемых беспилотных летательных аппаратах, позволяют беспрепятственно получать подробную видеоинформацию о выбранных для наблюдения объектах практически незаметно для служб внешней охраны объектов.
3. Для борьбы с нарушителями несанкционированного использования воздушного пространства в странах ближнего зарубежья, таких как Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Латвия, Россия и Украина уже законодательно определены меры административного и уголовного наказания.
4. В действующем законодательстве Республики Узбекистан отсутствуют конкретные нормы, предусматривающие административную и уголовную ответственность за несанкционированное использование воздушного пространства беспилотными летательными аппаратами, воздушными судами и другими летательными аппаратами, при всех видах стрельб и пусках ракет, при взрывных работах и иной деятельности, связанной с перемещением в воздушном пространстве материальных объектов.
В 2014 году в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов и предотвращения несанкционированного использования воздушного пространства Республики Узбекистан принято постановление Кабинета Министров от 26.11.2014 г. № 322 «О мерах по предупреждению несанкционированного использования беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве Республики Узбекистан», предусматривающее:
- запрет на ввоз, реализацию и использование беспилотных летательных аппаратов;
- принятие необходимых мер по выявлению и пресечению фактов и незаконного ввоза, реализации и использования беспилотных летательных аппаратов, привлечению виновных лиц к ответственности;
- проведение разъяснительной работы среди населения об ответственности за несанкционированное использование воздушного пространства Республики Узбекистан беспилотными летательным аппаратами.
Однако несмотря на принятые меры, случаи несанкционированного использования воздушного пространства беспилотными летательными аппаратами продолжаются. Также имеются попытки незаконного ввоза беспилотных летательных аппаратов на территорию Республики Узбекистан.
По статистике в 2015 и 2016 годах установлены 38 случаев попытки незаконного ввоза беспилотных летательных аппаратов. Из них: в СТК «Ташкент-Аэро» – 6, в Ташкенте – 1, в Бухарской области – 2, в Кашкадарьинской – 4, в Самаркандской – 7, в Сурхандарьинской – 1, в Сырдарьинской – 1, в Ташкентской – 15, в Хорезмской – 2, а в Республике Каракалпакстан – 10. По данным правонарушениям задержано 49 беспилотных летательных аппаратов.
Также отмечены полеты беспилотных летательных аппаратов в окружении категорированных объектов при организации видеосъёмок различных торжественных мероприятий.
Основная идея законопроекта заключается в том, чтобы ввести в Уголовный кодекс и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности нормы, определяющие виды и меру ответственности физических лиц за несанкционированное использование воздушного пространства (административный арест – до 15 суток, лишение свободы – до 10-ти лет). Причина – постановление Кабинета Министров от 26.11.2014 г. № 322 «О мерах по предупреждению несанкционированного использования беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве Республики Узбекистан» не позволяет уполномоченным министерствам и ведомствам привлекать правонарушителей к ответственности.
Позиция нашей фракции в том, что принятие Закона в предлагаемом формате будет иметь существенное значение в повышении безопасности полетов воздушных судов защите воздушного пространства Республики Узбекистан.
Аксавли ТУМИШОВА, Алия ЮНУСОВА,
депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса,
члены Фракции НДПУ.
[1] Согласован с министерствами внутренних дел, экономики, финансов, по развитию информационных технологий и коммуникаций, юстиции, Государственным налоговым и таможенным комитетами, Верховным судом, Генеральной прокуратурой, Службой национальной безопасности и др.